Когда трудовая инспекция может проверить организацию. Что и как проверяет трудовая инспекция по жалобе

Проверка призвана выявить нарушения трудового законодательства, допущенные в отношении прав сотрудников и обеспечения их безопасности на рабочем месте. Совершаемая вне графика, она приносит много неприятностей должностным лицам, так как оставляет мало времени на ее подготовку.

Руководитель компании уведомляется о проведении внеплановой проверки за сутки до ее начала (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г.). Однако, если имеются данные о ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека, расследование будет совершено немедленно, без отправки извещения (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).

Согласно Трудовому кодексу, анонимные жалобы не подлежат рассмотрению, поэтому они должны содержать Ф. И. О. заявителя, его место жительства и номер телефона. Эти данные не могут быть разглашены без письменного согласия работника (ст. 358 ТК РФ) ни прямо, ни косвенно - в процессе расследования, что предъявляет соответствующие требования к ее проведению.

Спровоцировать появление трудовых инспекторов могут не только обращение сотрудников, но и нарушения, выявленные налоговой службой или Пенсионным фондом. В этом случае речь будет идти уже о комплексной проверке с участием представителей от каждого учреждения.

Некоторые факты

Получить информацию о том, планируется ли в вашей организации проверка можно на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации - http://www.genproc.gov.ru/. Для этого следует зайти в раздел «Сводный план проверок субъектов предпринимательства». Следует иметь ввиду, что согласно п.7 ст.9 Закона № 294-ФЗ Генеральная прокуратура имеет обязательство по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и должна размещать данный документ на своем сайте до 31 декабря текущего календарного года. Однако имейте ввиду, что это относится к плановым проверкам трудовой инспекции.

Основания

Периодичность проведения внеплановых проверок не оговорена законодательством. Они могут быть инициированы в следующих случаях:

  • согласно заявлению сотрудников, на предприятии имеют место нарушения, предусмотренные ТК РФ;
  • от работников поступил запрос проанализировать рабочую обстановку на соответствие нормам законодательства;
  • возникла ситуация, создающая угрозу для здоровья сотрудников;
  • размер заработной платы ниже установленного законодательством;
  • оплата труда производится несвоевременно или же частично;
  • истек срок для выполнения предписания, выданного организации во время предыдущей проверки (п. 2 ст. 10 ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г.);
  • поступил приказ из прокуратуры.

Полномочия

В Пост. № 875 указано, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника и на какие действия имеет право:

  1. Проводить расследование в любое время суток.
  2. Выявлять лиц, ответственных за возникновение несчастных случаев, предположительной причиной которых является несоблюдение требований по охране труда.
  3. Требовать документы, относящиеся к делу, как от предприятия, так и от федеральных властей или муниципалитета.
  4. Отправлять в лабораторию пробы веществ. Это действие должно сопровождаться выдачей акта.
  5. Назначать меры по ликвидации нарушений, вплоть до увольнения некоторых лиц. Данные предписания не могут быть отклонены руководителем предприятия.
  6. Обращаться в суд с ходатайством о лишении компании прав на осуществление трудовой деятельности.
  7. Принимать участие в судебном процессе в качестве эксперта.

Однако, трудовые инспекторы не вправе требовать:

  • бумаги или образцы, не касающиеся предмета расследования;
  • оригиналы документов для изъятия.

Длительность

Время, отпускаемое на расследование, зависит от величины организации.

Если проверяющее лицо не успевает завершить расследование в указанное время, он вправе подать прошение об увеличении срока на:

  1. 20 суток - для крупных и средних компаний;
  2. 15 ч. - для малых предприятий.

Документы

Какие документы подготовить для проверки инспекцией по труду:

  1. Устав организации и правила, регламентирующие режим работы.
  2. Договоры, заключенные с работниками, их личные дела и другая имеющаяся информация.
  3. Трудовые договоры с иностранными гражданами и лицами, имеющими право на льготы.
  4. Трудовые книжки сотрудников и журнал, в котором ведется их учет.
  5. График работы и табель, куда заносится количество времени, в течение которого сотрудники находились на работе.
  6. Документ, отражающий очередность предоставляемых отпусков, заявления работников и другие сопутствующие бумаги.
  7. Локальные акты о величине зарплаты, премиях и личных данных работников.
  8. Ведомости о начислениях заработной платы, счета сотрудников и другие документы, касающиеся оплаты труда.
  9. Расчетные бланки.
  10. Бланки с росписями работников, подтверждающими их ознакомление с перечисленными документами.

Точный перечень того, какие документы проверяет трудовая инспекция, будет зависеть от причин проверок.

Нарушения

На небольших предприятиях часто встречается нарушение, представляющее собой банальное отсутствие локальных документов, касающихся внутреннего распорядка, заработной платы, личных дел сотрудников, охраны труда. Их наличие является обязательным, даже если персонал компании ограничен единственным сотрудником. Существуют и другие, наиболее распространенные ошибки.

Трудовые договоры

Иногда работник нанимается в небольшую фирму по устной договоренности, без оформления письменного соглашения, что и является нарушением законодательства. Возможно также неверное его оформление:

  • не указана точная величина зарплаты;
  • отсутствует подпись сотрудника о том, что им был получен второй экземпляр договора.

Наиболее частыми нарушениями при проверке работы организации,- это отсутствие трудовых договоров в письменной форме или же неверное их оформление.

График отпусков

Согласно ст. 123 ТК РФ, график должен быть утвержден приказом директора, выпущенным за 2 недели до наступающего года. Редкий работодатель способен соблюсти это правило на практике. Поэтому, если данный документ отсутствует, нужно попытаться составить его до проведения проверки, и не забыть выставить правильную дату утверждения.

Также нельзя забывать о том, что лицам, не достигшим 18 лет, отпуск предоставляется вне очереди, в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). Тем не менее, таких сотрудников нужно также вносить в график. Если они решат выйти в отпуск в другое время, то должны будут написать заявление. Другие встречающиеся недочеты:

  1. Сотрудники не были уведомлены об отпуске за 3 недели до его наступления.
  2. Выплата отпускных была произведена позже, чем за 3 дня до выхода работника в отпуск.

Подробно о проверках трудовой инспекции в ролике ниже

Результат

Итоги проверки отражаются в акте, который составляется в двух экземплярах. Обычно для подписания и получения акта руководителю приходится посетить Инспекцию труда. Если были зафиксированы нарушения Трудового кодекса (избежать которые удается очень редко), организация получает предписание, в котором указывается информация о нарушении:

  1. В чем оно заключается и когда было допущено.
  2. Каким нормативным актом подтверждается.
  3. Что нужно предпринять для его устранения.
  4. За какое время должно быть ликвидировано.

Если указанные рекомендации не были приняты во внимание, что неминуемо выявит повторное расследование, на предприятие может быть наложено административное взыскание. В случае несогласия с выводами комиссии, руководитель может обжаловать ее результаты.

Взыскания

Невыполнение предписания может иметь последствия в виде дисквалификации или штрафных санкций. Им подвергаются: предприятие, директор или другое должностное лицо (начальник отдела кадров, главбух), индивидуальный предприниматель.

Часто встречающиеся случаи, влекущие за собой наложение взысканий.

Нарушения Сумма штрафа (р.) для
ИП Должностного лица ЮЛ
Несоблюдение Трудового кодекса 1000–5000 30 000–50 000
Повторное нарушение 5000–10 000 1) 10 000–20 000
2) Дисквалификация, с максимальным сроком в 3 г.
50 000–100 000
Неправомерный допуск к работе (например, при отсутствии санитарной книжки) Для работника: 3000–5000
Для работодателя: 10 000–20 000
Отсутствие трудового договора или неправильное оформление 5000–10 000 10 000–20 000 50 000–100 000
Повторные допуск к работе или отсутствие договора 30 000–40 000 Дисквалификация, максимальный срок которой достигает 3 лет 100 000–200 000
Невыполнение норм по охране труда 2000–5000 50 000–80 000
Повторное невыполнение норм 1) 30 000–40 000
2) Дисквалификация сроком до 3 лет
1) 100 000–200 000
2) Приостановление деятельности до 3 мес.
Неправильное осуществление специальной проверки 5000–10 000 60 000–80 000
Допуск к работе без проведения инструктажа по охране труда 15 000–25 000 60 000–80 000
Отсутствие защитных средств (если их наличие предписано ТК РФ) 25 000–30 000 130 000–150 000

Все интересующие вопросы можно задать в комментариях к статье

Государственные трудовые инспекторы могут осуществлять плановую и внеплановую проверку любого работодателя. В законе установлен особый порядок проведения данной процедуры. Рассмотрим далее, как осуществляется проверка трудовой инспекцией, что проверяют уполномоченные на это лица.

Основания

В ст. 360 ТК указан список случаев, в которых выполняется внеплановая проверка инспекции по труду. К ним относят:

  1. Окончание срока, назначенного работодателю уполномоченной организацией, для исполнения предписания по устранению нарушений.
  2. Поступление заявлений, обращений, свидетельствующих о фактах неисполнения нанимателем требований отраслевых нормативных правовых актов.
  3. Принятие жалобы от работника о нарушении его трудового права.
  4. Поступление запроса от сотрудника с просьбой проконтролировать условия и ОТ на месте осуществления им своей профессиональной деятельности.
  5. Наличие приказа (распоряжения) начальника (заместителя) уполномоченной организации, изданного в соответствии с требованием прокурора, поручением Правительства или Президента.

Как правило, при соблюдении предписаний отраслевых норм работодателем, контролирующий орган посещает предприятие в плановом порядке. В законодательстве указано, какой период проверяет трудовая инспекция. Процедура выполняется раз в три года. Таким образом, в качестве основания для проведения проверки выступает истечение этого срока с момента:

  1. Госрегистрации юрлица либо ИП.
  2. Завершения последней проверки по плану.
  3. Подачи субъектом в уполномоченный орган особого извещения о начале осуществления им деятельности (в установленных законом случаях).

Проверка трудовой инспекцией: что проверяют должностные лица?

В качестве предмета контроля выступает соблюдение работодателем в процессе осуществления деятельности предписаний действующих отраслевых норм в области ОТ. Это значит, что все, что проверяет трудовая инспекция, должно соответствовать требованиям закона. Контролю, в первую очередь, подвергаются локальные нормативные акты, принятые и утвержденные на предприятии, соблюдение их положений на практике. Какие документы проверяет трудовая инспекция? К ним относят:

  1. Правила по внутреннему распорядку.
  2. Письменные трудовые договоры.
  3. Штатное расписание и локальные правовые акты.
  4. Трудовые книжки.
  5. Приказы о зачислении в штат, переводе на ту или другую должность.
  6. Журнал учета трудовых книжек и вкладыши.
  7. Приказы, согласия работников, подтвержденные профсоюзом, о выполнении работы сверхурочно либо в выходные дни.
  8. Положение о личных данных сотрудников.

Это не все, что проверяет трудовая инспекция. Контролю подлежат также работа с льготными категориями (несовершеннолетними, инвалидами и так далее), иностранными гражданами. Кроме этого, уполномоченная инстанция оценивает соблюдение правил ОТ.

Требования к должностным лицам

Процедура выполняется на основании распоряжения или приказа начальника уполномоченной контрольной службы или его заместителя. Копия этого постановления передается под роспись предпринимателю или представителю (руководителю) юрлица. По просьбе указанных лиц государственные инспекторы должны:

  1. Предоставить необходимые данные о специалистах и органах, которые будут осуществлять контрольные мероприятия.
  2. Ознакомить с административными регламентами и порядком проведения надзорных процедур.

Как подготовиться к проверке трудовой инспекции?

В первую очередь, следует сказать, что одного наличия необходимых правоустанавливающих бумаг недостаточно. Все, что проверяет трудовая инспекция, должно быть оформлено по установленному порядку. Так, типовые распоряжения и приказы составляются по специальной форме. Все заявления, которые от руки пишет работник, расписки об ознакомлении с приказами, инструкциями, правилами должны быть удостоверены его подписью. Желательно, чтобы у журналов была твердая обложка, клеевой переплет, шнуровка. На это в обязательном порядке обратит внимание трудовая инспекция. Что проверяет уполномоченное лицо в журнале в первую очередь?

Служащий смотрит, пронумерованы ли все страницы, указано ли в конце общее число листов, удостоверены ли сведения подписями ответственных лиц и печатью предприятия. Для оптимизации делопроизводства и экономии времени и контролера, и непосредственно ответственных лиц за ведение бумаг, целесообразно составить перечни "особых" категорий работников. К ним, например, относятся несовершеннолетние, сотрудницы, имеющие детей до 3 лет, инвалиды, будущие матери, лица, занятые на опасном (вредном) производстве, и так далее. Документы, проверяемые трудовой инспекцией, должны предоставляться по первому требованию уполномоченного лица.

Порядок выполнения контроля

Законодательство устанавливает определенные требования к инспектору и ходу выполнения им своих обязанностей. По ст. 360 ТК, уполномоченный служащий может предварительно извещать предприятие о своем визите, если посчитает, что такое уведомление не повлияет на качество и эффективность контроля. Закон, таким образом, не предписывает в обязательном порядке предупреждать о предстоящем мероприятии. Тем не мене на практике, как правило, уполномоченные лица уведомляют руководство производства заранее. После получения уведомления, перед тем как пройти проверку трудовой инспекции, начальнику предприятия следует удостовериться в том, что все акты составлены в соответствии с законом, ведется необходимый учет, соблюдаются требования. Появившись на предприятии, должностное лицо обязано предъявить соответствующее удостоверение, а также распоряжение (приказ) о выполнении процедуры в конкретной организации. В случае возникновения сомнений руководитель вправе позвонить в Инспекцию труда, чтобы удостовериться в том, что служащий действительно был направлен. После подтверждения факт начала контроля должен быть зафиксирован в соответствующем журнале.

Важный момент

Все, что проверяет трудовая инспекция, описывается в специальном акте. В нем указывается место, время, дата осуществления надзорных мероприятий, должность, ФИО лица, их проводящего, основания их выполнения. В этом же акте будут содержаться и сведения о результатах. Бумага удостоверяется подписями обеих сторон, один экземпляр остается на предприятии, второй – у контролера.

Права должностного лица

Какими полномочиями обладает трудовая инспекция? Что проверяет специалист, кроме бумаг? Уполномоченное лицо имеет право в дневное время осмотреть все помещения предприятия. Служащий может обследовать конкретные рабочие места, оборудование. Он вправе задавать вопросы персоналу. В случае необходимости инспектор может запросить недостающие сведения у ответственных сотрудников предприятия.

Особая компетенция

В полномочия должностного лица входит также право приостановить деятельность производства, цехов или отделов в случае обнаружения нарушений. При выявлении работников, не прошедших инструктаж по ТБ, должностное лицо отстраняет их от исполнения обязанностей. Инспектор вправе привлекать виновных в нарушении ТК лиц к административной ответственности. При наличии заключений соответствующей экспертизы должностное лицо может направлять требование в суд о ликвидации предприятия.

Акт ревизии

По завершении контрольных мероприятий специалист указывает, какие были проверены документы и обнаружены нарушения. Если бумаги оформлены соответствующим образом и не вызвали нареканий, то данный факт также будет отражен в акте. Этот документ, как выше было сказано, подписывается начальником предприятия и ревизором. Однако подпись руководителя компании не означает, что он согласен с указанными нарушениями. Тем не менее автограф поставить необходимо. В противном случае этот факт также будет отражен в акте. В случае несогласия с мнением ревизора, акт можно обжаловать.

Ответственность

При выявлении серьезных недостатков в деятельности предприятия ревизоры оформляют соответствующий протокол. Практика показывает, что без составления такого документа не проходит ни одна проверка. После составления протокола об административном правонарушении выносится постановление о наложении соответствующего взыскания. Как правило, в качестве него выступает штрафная санкция. Необходимо сказать, что уплата установленной суммы взыскания не освобождает предприятие от устранения недостатков кадровой работы в срок, предписанный ревизорами. В случае выявления более серьезных нарушений, например невыплаты работникам зарплаты, начальник компании может быть привлечен к уголовной ответственности. Обжаловать выводы ревизоров руководитель предприятия может в порядке подчиненности – главному госинспектору труда РФ. Также он может подать исковое заявление в суд.

Часто выявляемые нарушения

Самыми популярными недостатками в кадровой работе, которые обнаруживаются в ходе ревизии, считаются отсутствие и неверное оформление письменных трудовых договоров. Эксперты рекомендуют ставить подписи на всех страницах контракта. Данное требование отсутствует в законодательстве, однако автографы будут служить гарантией того, что одним участником правоотношений не будут внесены никакие изменения без ведома другого. Следующим документом, в котором часто выявляются нарушения, выступает трудовая книжка. На предприятии она должна быть у каждого служащего, проработавшего больше пяти дней.

Исключением в этом случае являются совместители. Трудовая книжка должна храниться на предприятии, выдавать ее работнику не допускается. В случае необходимости в кадровом отделе делается ее копия и заверяется соответствующими подписями и печатью. С записями, которые делаются в книжке, работник должен быть ознакомлен. Для этого под распоряжениями и приказами, которые стали основанием для их внесения, служащий ставит свою подпись. Еще одним документом, с которым могут быть связаны проблемы, являются Правила внутреннего распорядка. Их утверждает руководитель предприятия. Все сотрудники компании должны быть под расписку ознакомлены с этим документом. Отсутствие Правил является грубым дисциплинарным нарушением. Кроме этого, при отсутствии такого акта работников сложно привлечь за несоблюдение требований.

Полномочия трудовой инспекции закреплены в статье 356 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) и в постановлении Правительства РФ №875 от 01.09.2012 г. «О федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства», а так же в Конституции РФ.

Реализацию контроля и надзора в рамках трудового законодательства призван осуществлять такой орган исполнительной власти, как федеральная инспекция труда.

Права инспектора по труду

В конченом итоге Вас будет проверять физическое лицо занимающее должность инспектора. В статье 357 ТК РФ закреплены основные права государственного инспектора по труду, а именно:

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  1. в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  2. запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  3. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  4. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  5. предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  6. направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  7. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  8. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  9. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    1. Справочно: Протокол об административном правонарушении .
  10. выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  11. предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа , работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Плановые и не плановые проверки трудового законодательства

Статья 360 ТК РФ закрепляет правила плановых и не плановых проверок соблюдения трудового законодательства.

Плановая проверка

Плановая проверка утверждается ежегодно с обязательным уведомление проверяющего.

Не плановая проверка

Основания внеплановой проверки прописаны в ТК РФ, ими являются:

  1. истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  2. поступление в федеральную инспекцию труда:
  3. обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  4. обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  5. запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
  6. наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Незамедлительная внеплановая проверка

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в п. 3 данного блока, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Период проверки соблюдения законодательства трудовой инспекции

Законодательство не ограничивает период, который может быть охвачен проверкой, проводимой трудовой инспекцией. Именно по этой причине в распоряжении на проведение трудовой проверки, вручаемом работодателю (его представителю) до ее начала, нет указания на проверяемый период.

Вместе с тем глубину проверки объективно ограничивают сроки хранения работодателем документов, связанных с трудовыми отношениями и кадровым обеспечением и которые необходимы проверяющим в соответствии с целями проверки. Так, например, табели (графики), журналы учета рабочего времени (кроме тяжелых, вредных и опасных условий труда), акты, предписания по технике безопасности и документы (справки, докладные записки, отчеты) об их выполнении, протоколы аттестации по технике безопасности должны храниться в течение 5 лет (ст. ст. 586, 603 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

Работодатель не обязан представлять документы , срок хранения которых истек. Привлечь его к ответственности за непредставление таких документов неправомерно .

Как проходит проверка трудовой инспекцией

Инспектор должен показать свое удостоверение и распоряжение или приказ о проведении проверки (плановый или внеплановый). В приказе указываются физические лица, только они имеют право проводить проверку, другим запрещено.

Какие вопросы могут задавать проверяющие

Любые вопросы касающиеся проверки. В приказе документе о проверке дожно быть указано, что именно они проверяют, при этом инспекторы не могут выходить за их рамки (ст. 15 Закона N 294-ФЗ).

1 июля 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080, в соответствии с которым абсолютно все плановые проверки, проводимые Государственной инспекцией труда по вопросам соблюдения работодателями требований трудового законодательства, должны проводиться с применением чек-листов. До исх пор применение чек-листов было обязательным только при проверках работодателей, отнесенных к категории умеренного риска.

Что такое чек лист?

Чек-листами называется специальный перечень вопросов, на которые должно ответить руководство организации-работодателя. Иначе говоря, это списки вопросов, тем и параметров, по которым идет проверка ГИТ в соответствии с требованиями о риск-ориентированном подходе. Роструд утвердил 107 таких листов для проверки трудового законодательства еще в прошлом году. Правда, все они касаются далеко не всех организаций.

Документы с вопросами Роструда были опубликованы еще в прошлом году, их утвердил Минюст, и с ними может ознакомиться любой желающий. Проверяющие не имеют права изменять или дополнять чек-листы на свое усмотрение. Риск-ориентированный подход к проверкам Роструда по умолчанию касается всех ИП и организаций, независимо от вида деятельности и масштаба бизнеса, если у них есть наемные сотрудники. При этом при низком риске работодателя плановых проверок для него не предусмотрено.

Отсутствие чек листа у проверяющих и дополнительные вопросы

Такие действия проверяющих прямо нарушают права предпринимателей, поэтому результаты такой проверки, проведенной с нарушениями, можно отменить в судебном порядке. Правда, сколько времени и сил это может занять, неизвестно.

Время проведения проверки

В ходе проверки инспекторы вправе беспрепятственно входить в любые служебные помещения фирмы или предпринимателя (но только в свое рабочее время), истребовать документы и получать объяснения.

Если вы не пустили инспекторов

Если с предъявленными документами все в порядке, но вы не пустили инспектора на свою территорию, он может составить протокол об этом нарушении и направить его районному или мировому судье. Судья вправе оштрафовать предпринимателя или руководителя фирмы — на сумму от 2000 до 4000 руб., а других сотрудников — на сумму от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Истребование документов

Перед тем как посетить фирму, инспекторы, как правило, направляют на предприятие почтой или по факсу запрос, в котором указывают, когда и где состоится проверка и какие документы им понадобятся.

Если фирма такой запрос не получила, инспектор составит его на месте за своей подписью и укажет время, когда нужно подготовить документы (по своему усмотрению). За отказ представить бумаги установлен штраф: для фирм — в размере от 3000 до 5000 руб.; для предпринимателей и должностных лиц фирмы — от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если вы вовремя представите необходимые документы, инспектор может к вам в офис и не прийти. Бумаги можно направить в течение 10 рабочих дней. Документы нужно представлять в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью. Оригиналы инспекторы истребовать не вправе (ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Если по полученным документам у инспектора возникнут вопросы, он может потребовать, чтобы вы составили справку, письмо и т.п., содержащие сводную информацию, или дали комментарии по непонятным моментам устно. За отказ установлен такой же штраф, как и за непредставление документов.

Получение объяснений

Обнаружив нарушение (составляя протокол о нем), трудовой инспектор вправе получить объяснения от работодателя, руководителя, главного бухгалтера или начальника отдела кадров. Вы можете от объяснений отказаться. Такое право предоставлено вам ст. 51 Конституции РФ.

Однако если нарушение очевидно — например, вы не заключили с работниками трудовые договоры, — то отрицать его или отказываться от объяснений не стоит. Лучше заверьте инспектора в том, что нарушение будет исправлено, и обратите его внимание на малозначительность нарушения или смягчающие обстоятельства. Это позволит избежать штрафа или снизить его.

Имейте в виду: необязательно давать объяснения, как только инспектор их потребовал. Вы можете попросить время на обдумывание. Отсрочка позволит вам подготовиться. Письменные объяснения лучше изложить собственноручно и отдать их инспектору до рассмотрения вашего дела. Однако имейте в виду: иногда трудовые ревизоры решают вопрос о штрафе непосредственно в день составления протокола. Но вы всегда можете попросить провести заседание в удобный для вас день. При этом нужно учитывать, что рассмотрение должно быть назначено не позднее 15 дней с момента составления протокола.

Не забывайте, что, как только инспекторы выписали на вас протокол о нарушении, вы можете пригласить защитника. С этого момента опрашивать вас трудовики могут только в его присутствии. В качестве защитника может выступать адвокат или другой юрист, которому вы выдали доверенность (ст. 25.5 КоАП РФ).

Акт проверки

О том, как трудовые инспекторы должны оформить результаты проверки, рассказано в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Административном регламенте Роструда по осуществлению федерального государственного надзора, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 21 сентября 2011 г. N 1065н.

После проверки инспекторы должны составить акт и сделать запись в журнале учета проверок.

Журнал учета оформляет сама фирма или предприниматель. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141. Отсутствие журнала или ведение его не по форме является самостоятельным нарушением, о котором инспектор сделает запись в акте проверки.

В акте инспекторы указывают, что проверяли и какие нарушения обнаружили. В нем отражают и сведения о фактах выявленных нарушений трудовых прав работников. Акт составляется и в том случае, если нарушений найти не удалось. Акт составляют в двух экземплярах. Один экземпляр остается у инспектора, а другой вручается представителю фирмы под расписку.

Форма акта проверки соблюдения трудового законодательства приведена далее. Его форма также утверждена Приказом Минэкономразвития России N 141.

К акту должны быть приложены предписание с требованием устранить выявленные в ходе проверки нарушения и протокол об административном правонарушении, если в рамках проверки было возбуждено административное дело, а также протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого лица, на которых возлагается ответственность за нарушение.

Если проверяемое лицо устранит в ходе проверки выявленное нарушение, инспектор напишет об этом в акте.

С 2019 года планируют ввести без судебное взыскание долгов по заработной плате.

Законопроект предусматривает, что инспекция имеет право принимать меры по принудительному взысканию с работодателей начисленной, но не выплаченной заработной платы, а также иных обязательных выплат, которые положены работнику по закону. Также трудовая инспекция наделяется правом в ходе проведения проверок требовать у работодателя документы, которые связаны с оплатой труда работников.

Законопроект предполагает установить следующий порядок принудительного взыскания зарплаты с работодателя. Сначала инспектор выдаст работодателю-нарушителю предписание, в котором укажет срок для выплаты зарплаты работнику. Если предписание не будет выполнено в срок, то принимается решение о его принудительном исполнении. Такое решение обладает всей силой исполнительных документов, перечень которых содержится в ФЗ «Об исполнительном производстве», и по своей сути является исполнительным листом. Для исполнения оно направляется в ФССП, которая уже принимает к работодателю меры по его принудительному исполнению, – например, может арестовать деньги на банковском счете или имущество.

Предписание можно будет обжаловать в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения. Вместе с тем инспекция не сможет принять решение о принудительном взыскании зарплаты, если между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации задолженности по зарплате на срок до двух месяцев.

Все зависит от того, какая именно предстоит проверка — плановая или внеплановая (по жалобе, заявлению работников либо информации, поступившей из правоохранительных органов, органов государственной власти и т. п.). В любом случае инспектор обязательно обратит внимание на оформление трудовых отношений, ведение учета рабочего времени, установление и выплату зарплаты. Данные три группы нарушений трудового законодательства являются наиболее распространенными. Рассмотрим их подробнее.

Трудовые договоры с работниками инспекторы изучают особенно тщательно. Основные нарушения здесь связаны со следующим:

1) несоблюдение письменной формы заключаемых трудовых договоров;

2) подмена трудовых договоров гражданско-правовыми соглашениями о труде (договорами подряда, возмездного оказания услуг и т. п.);

3) отсутствие в трудовых договорах ряда обязательных условий, в частности, указания трудовой функции, оплаты труда, характеристик условий труда, режима труда и отдыха, видов и условий социального страхования;

4) заключение срочных договоров на выполнение работ, носящих очевидно постоянный характер и не подпадающих под ст. 59 ТК РФ;

5) установление испытательного срока для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций более шести месяцев, а для остальных сотрудников — более трех месяцев;

6) неознакомление сотрудников с приказами о приеме на работу;

7) прием на работу без оформления трудовых книжек;

8) включение в трудовые договоры норм, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством. Например, внесение в указанный договор условий о том, что при невыполнении работником должностной инструкции работодатель может сократить размер зарплаты за текущий месяц, о возможности для работодателя в одностороннем порядке вносить изменения и дополнения в трудовой договор;

9) невыдача одного экземпляра трудового договора на руки сотруднику;

10) неознакомление сотрудников при приеме на работу с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.

Добавим, что использовать в трудовом договоре формулировки "с оплатой согласно штатному расписанию" без точного указания размера оклада (тарифной ставки) нельзя — это нарушает положения ст. 57 ТК РФ. Устанавливать на период испытательного срока меньшую зарплату тоже неверно — не соблюдается требование ст. 132 ТК РФ о равной плате за равный труд. В срочном трудовом договоре нужно в обязательном порядке указывать основание его срочности (ст. 59 ТК РФ).

Ко второй группе (учет рабочего времени) относятся, например, такие нарушения:

1) в учреждении отсутствуют графики отпусков;

К сведению. График отпусков должен быть утвержден не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ст. 123 ТК РФ).

2) работникам предоставляются денежные компенсации взамен неиспользованных дней очередного оплачиваемого отпуска (исключением здесь является предоставление компенсации при увольнении);

3) привлечение сотрудников к сверхурочной работе не подкреплено приказом по учреждению;

4) не получено согласие сотрудника на работу в выходные и праздники.

В части оплаты труда (третья группа) проблемными моментами, как правило, являются:

1) несвоевременная выплата зарплаты;

2) выплата зарплаты один раз в месяц;

3) непредоставление работнику расчетного листа;

4) форма расчетного листа, не утвержденная руководителем учреждения;

5) задержки расчета с уволенными работниками, невыплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении;

6) ошибки в оплате труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, при работе в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, а также ошибки в начислении и выплате отпускных, оплате сверхурочных работ;

7) выплата вознаграждения в виде премий, надбавок работникам, не урегулированная внутренним локальным актом учреждения (положением об оплате труда).

Кроме того, трудовой инспектор будет изучать внутренние локальные акты учреждения — коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных и др.

Таким образом, при подготовке к визиту трудового инспектора целесообразно провести сплошную проверку внутри учреждения на предмет выявления нарушений трудового законодательства.

14.08.2015 00:17

Документы для проверки трудовой инспекции

Сразу отметим, что нигде не определен список документов, запрашиваемых при проверке трудовой инспекции. В ходе проверки трудовой инспектор может запросить любой документ, подтверждающий (или не подтверждающий) соблюдения работодателем трудового законодательства.

Поэтому можно сказать, что все обязательные трудовые документы должны иметься у работодателя, и эти документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Договоры

В организации должны иметься следующие договоры:

1. Трудовые договоры . Все трудовые договоры должны содержать обязательные условия, установленные статьей 57 Трудового кодекса.

2. Договоры о полной индивидуальной материальной ответственности и договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, утверждены постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85.

3. Ученические договоры . Эти договоры должны быть в организации, при оформлении ученичества.

Обязательные локальные акты организации

В каждой организации в обязательном порядке должны быть:

1 . правила внутреннего трудового распорядка ;

2 . положение об оплате труда и премировании . Это положение обязательно только в том случае, если система оплаты труда не отражена в коллективном договоре или в другом локальном акте организации, например, в правилах внутреннего распорядка (ст. 135 ТК РФ).

3. положение о персональных данных работников (ст. 88 ТК РФ);

При наличии определенных условий, в организации должны быть следующие локальные акты:

1 . локальный нормативный акт, в котором указываются должности работников с ненормированным рабочим днем .

Этот документ обязателен в случае наличия в организации работников, которым установлен ненормированный рабочий день, при условии, что данные сведения не отражены в коллективном договоре или другом локальном акте, например, в правилах внутреннего распорядка (ст. 101 ТК РФ).

2. график сменности.

Наличие данного документа необходимо в случаях, когда работа в организации осуществляется посменно. График сменности может быть оформлен как приложение к трудовому договору (ст. 103 ТК РФ);

3. локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части .

Этот документ обязателен в тех организациях, где рабочий день может быть разделен на части (ст. 105 ТК РФ);

4. локальный нормативный акт, предусматривающий порядок и условия прохождения работниками профессиональной подготовки или переподготовки.

Документ должен быть в организации только в том случае, если работодатель принимает решение о необходимости направления работников на обучение, переобучение или повышение квалификации (ч. третья ст. 196 ТК РФ). Вместо утверждения ЛНА, условия об обучении могут быть включены в коллективный договор или, например, в правила внутреннего трудового распорядка.

5. локальный нормативный акт, устанавливающий порядок применения вахтового метода (ч. четвертая ст. 297 ТК РФ). Условие об установлении порядка применения вахтового метода не обязательно оформлять отдельным локальным актом, это условие может быть включено в коллективный договор или правила внутреннего трудового распорядка.

Документы по охране труда

На всех работодателей возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

У работодателей должны иметься:

1. Инструкции по охране труда

Инструкции по охране труда относятся к обязательным локальным актам организации. Минтруда России издало Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утверждены 13 мая 2004 г.). Работники должны быть ознакомлены с инструкциями по охране труда под роспись. Для этого следует завести журнал ознакомления работников с инструкциями по охране труда.

2. Документы, подтверждающие прохождение инструктажа и обучения по охране труда.

Все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда (ст.225 ТК РФ). Порядок обучения и проверки знаний установлен Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее - Порядок).

Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда (п. 2.1.1 Порядка). Помимо первичного инструктажа, работодатель обязан проводить повторный и в установленных случаях внеплановый инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа (п. 2.1.3 Порядка).

Отметим, что по общему правилу инструктаж должны проходить все работники. Однако, очевидно, что фактически в таком инструктаже нуждаются только сотрудники рабочих профессий. Поэтому работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

При этом перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем (п. 2.1.4 Порядка). Эти же работники освобождаются и от прохождения повторного инструктажа. Поэтому у работодателя в обязательном порядке должны иметься журналы проведения инструктажей.

Итак, документы, подтверждающие проведение вводного инструктажа:

  • протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда;
  • личная карточка прохождения обучения;
  • журнал вводного инструктажа;
  • журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
  • перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

Формы, подтверждающие прохождение вводного инструктажа, содержит ГОСТ 12.0.004-90. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Все эти формы являются рекомендованными.

Приказы (распоряжения) работодателя

Приказ - это распорядительный документ, издаваемый и подписываемый руководителем организации. Трудовое законодательство устанавливает обязательность издания приказов, при этом перечня возможных приказов не существует. Поэтому, организация обязана хранить все «трудовые» приказы.

Приказы по личному составу должны храниться в организации в течение 75 лет (ст. 19 Перечня, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558).

Документы, связанные с выплатой зарплаты

Работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника при выплате заработной платы (ч. первая ст. 136 ТК РФ). Трудовые инспекторы обязательно проверят, утверждена ли в организации форма расчетного листка. Поэтому в компании должен иметься приказ об утверждении расчетного листка.

Помимо этого трудовые инспекторы обращают внимание, указаны ли дни выплаты заработной платы:

  • в трудовом договоре с работником;
  • в правилах внутреннего трудового распорядка;
  • в коллективном договоре (при его наличии).

«Отпускные» документы

В организации должен быть утвержден график отпусков. График утверждается не позднее, чем за две недели до наступления календарного года (ч. первая ст.123 ТК РФ).

Помимо графика отпусков трудовые инспекторы проверят, извещаются ли работники о времени начала отпуска не позднее чем за две недели до его начала. Поэтому в организации должен иметься либо специальный журнал извещения работников о начале отпуска, либо копии извещений, на которых должны стоять подписи работников и даты.

Документы по личному составу

В организации должны быть следующие документы:

1. Трудовые книжки . Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, для которого эта работа является основной.

2. Личные карточки работников . Личные карточки можно вести по унифицированной форме № Т-2.

Документы по учету рабочего времени и штата

В организации должны иметься:

1. Табель учета рабочего времени . Обязанность работодателя по ведению учета рабочего времени закреплена статьей 91 Трудового кодекса РФ. Табель учета рабочего времени можно вести с использованием унифицированной формы № Т-12.

2. Штатное расписание. Из Трудового кодекса прямо не следует, что штатное расписание - обязательный документ для всех работодателей. Поэтому если трудовая функция сотрудников определяется через конкретный вид поручаемой работы (например, «работник принимается для уборки территории» и т. д.), формально можно не утверждать штатное расписание. Между тем, в большинстве случаев, обойтись без штатного расписания невозможно. Работодатель составляет штатное расписание, исходя из норм статей 15, 57 Трудового кодекса.

Извещения и уведомления

Трудовое законодательство обязывает работодателя уведомлять работников о наступлении определенных событий, поэтому у работодателя должны иметься:

  • уведомления о начале отпуска;
  • уведомления о сокращении численности или штата работников;
  • уведомления о прекращении срочного трудового договора;
  • другие уведомления.

Заявления и справки, полученные от работников

В организации должны храниться заявления работников:

  • о предоставлении или переносе отпусков;
  • о предоставлении отпусков по беременности и родам и отпусков по уходу за ребенком;
  • о расторжении трудового договора по инициативе работника;
  • другие заявление.

Спра вки ., полученные от работников:

  • о подтверждении беременности;
  • о наличии (отсутствии) судимости;
  • другие справки.

Журналы и книги учета

Организации должны вести следующие журналы и книги:

1. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (форма утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

2. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее (форма утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

3. Журнал учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2009 № 739н).

4. Журнал учета работников, прибывших в организацию, в которую они командированы (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2009 г. № 739н).

5. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (форма утверждена постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 № 73).

6. Журнал проведения вводного инструктажа (форма рекомендована ГОСТ 12.0.004-90. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»).

Помимо этого в организации должен иметься Журнал ознакомления с локальными нормативными актами. Отметим, что факт ознакомления с локальными актами можно подтверждать иначе, например, сделать листки ознакомления к локальным нормативным актам.

Итак, здесь мы привели обширный, но не полный список документов, которые может потребовать трудовой инспектор в ходе проверки.

Если вы не уверены, что можете правильно оценить наличие и корректность оформления документов, предлагаем вам воспользоваться помощью наших специаистов и заказать услугу "кадровый аудит".

(по данным журнала "Кадровое дело")