Тема запреты и ограничения по перемещению товаров через таможенную границу таможенного союза. Условия, порядок и способы перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами Условия перемещения товара через границу

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся: при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ или со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ - фактическое пересечение таможенной границы РФ; при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории РФ и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ производится в соответствии с их таможенными режимами в порядке, предусмотренном ТК РФ.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ" в других словарях:

    Перемещение через таможенную границу - (англ. transference cross custom frontier /border) действия, связанные с ввозом на таможенную территорию РФ и (или) вывозом с данной территории имущества (валютных ценностей, транспортных средств и др. товаров). Согласно ТК РФ* П. через т.г. РФ… … Энциклопедия права

    Совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ; или вывозу с таможенной территории РФ товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и… … Финансовый словарь

    перемещение через таможенную границу - РФ совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий… … Большой юридический словарь

    ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ - термин ТК, означающий совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях.использование трубопроводного транспорта и линий… … Энциклопедия юриста

    перемещение через таможенную границу РФ Большой юридический словарь

    Перемещение через таможенную границу РФ - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий… … Административное право. Словарь-справочник

    Перемещение через таможенную границу Российской Федерации - (применительно к таможенному законодательству) совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Перемещение через таможенную границу государства - 6) перемещение через таможенную границу государства совершение действий по ввозу на таможенную территорию государства или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых… … Официальная терминология

    Совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Таможенное право , С. В. Халипов. Учебник подготовлен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством о таможенном деле в Российской Федерации. Содержание работы включает теоретические…

Таможенное оформление транспортного средства может осуществляться как его владельцем, так и доверенным лицом при наличии надлежащим образом оформленных документов на представление полномочий. Владельцы транспортных средств или уполномоченные ими лица, перемещающие транспортные средства через таможенную границу Украины, обязаны предъявить их таможне и подать:

o документы, подтверждающие право владения или пользования (в том числе с правом распоряжения) транспортными средствами;

o регистрационные и технические документы на такие транспортные средства, если они были зарегистрированы в стране приобретения или другой стране, другие документы, необходимые для таможенного оформления, по требованию сотрудника таможни (загранпаспорт, доверенность на перегон или перевозки транспортного средства и т.д.).

Граждане, которые перемещают через таможенную границу Украины транспортные средства, обязательства "связаны заполнить декларацию и в надлежащих случаях предоставить обязательства об обратном ввозе / вывозе, транзите. Таможенное оформление транспортных средств (в том числе снятых с учета в стране приобретения или в другой стране), заявленных пограничной таможни гражданами-нерезидентами как таковые, ввозимых ими с целью отчуждения, проводится пограничной таможней с удержанием при этом предусмотренных законодательством платежей без выдачи удостоверения. Удостоверение оформляется на нового владельца в таможне, в зоне деятельности которой он постоянно или временно проживает.

Граждане-резиденты могут перемещать через таможенную территорию Украины транзитом только транспортные средства, принадлежащие гражданам нерезидентам, иностранным фирмам, организациям или учреждениям, должно подтверждаться соответствующими документами.

Отчуждение временно ввезенных в Украину транспортных средств осуществляется с разрешения таможни. Не подлежат отчуждению на территории Украины временно ввезенные транспортные средства, которые на день обращения в таможню по поводу отчуждения запрещены к ввозу для постоянного пользования в Украине. При отчуждении временно ввезенных в Украину транспортных средств таможенное оформление осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на день осуществления таможенного оформления для постоянного пользования.

Не подлежит пропуска через таможенную границу Украины транспортные средства:

o номер кузова (или идентификационный номер), шасси (рамы) или двигателя которого уничтожено, поддельные или не соответствует записи в регистрационных документах;

o ввозимой в Украину гражданином для постоянного пользования, не снят с учета в регистрационных органах страны приобретения или другой страны;

o вывозимого за пределы Украины гражданином для постоянного пользования, не снят с учета в подразделениях МВД Украины, в соответствии с законодательством Украины уполномочены осуществлять государственную регистрацию и снятие с учета транспортных средств;

o ввоз которого в Украину согласно законодательству запрещено по возрасту или на который отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство;

o ввозимого в Украину для постоянного пользования и за который не уплачены налоги и сборы (обязательные платежи);

o снятый с учета, ввозится с целью транзита и за не включенный денежный залог.

В случае выявления признаков нарушений таможенных правил должностное лицо таможенного органа, осуществляющего таможенный контроль и таможенное оформление транспортного средства, принимает меры в соответствии с законодательством Украины по вопросам таможенного дела. Транспортные средства, не пропущенные сквозь таможенную границу Украины вследствие установленных запретов или ограничений на их ввоз в Украину, а также неуплаты установленных налогов и сборов (обязательных платежей), подлежат вывозу с территории Украины или передаче на склад таможенного органа оформления для хранения в соответствии с МКУ.

Участники ВЭД перемещают товары для получения прибыли за счет их реализации или использования. Существует утвержденный таможенным законодательством порядок совершения таможенных операций и ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Всего 5 стадий, которые проходят товары при ввозе на территорию: 1) Представление документов и сведений при прибытии товаров на таможенную территорию; 2) таможенная процедура таможенного транзита; 3) помещение товаров на СВХ; 4) декларирование товаров; 5) выпуск в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Представление документов и сведений при прибытии товаров на таможенную территорию.

В первую очередь при пересечении таможенной границы уведомляет пограничный таможенный орган о ввозимых товарах, путем представления документов и сведений. Их форма и количество зависят от вида транспорта, на котором эти товары ввозятся, Самые простые представляет водитель автотранспортного средства: документы на транспортное средства; транспортные перевозочные документы; накладные (CMR); имеющиеся у перевозчика коммерческие документы. С 17 июля 2012 года начало действовать обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на территорию таможенного союза автомобильным видом транспорта (решение КТС от 9 декабря 2011 года №899).

Для подачи предварительной информации о товаре, который будет ввезен на автомобильном транспорте, на сайте ФТС создан специальный портал. Информация подается на все автомобильные пункты пропуска не позднее, чем за 2 часа до планируемого ввоза товаров. Если товар предназначен для РФ, но проезжает через границу Белоруссии или Казахстана необходимую информацию необходимо подавать на сайты этих государств. Самый большой и сложный пакет документов представляет таможенному органу капитан водного судна – единственный вид транспорта, на которые для применения необходимых таможенных операций высаживается специальная группа таможенников. Капитан подает: общую декларацию, декларацию о грузе, декларация о судовых приказах (сведения о том, сколько на борту есть ЕСМ, продуктов питания), декларация о личных вещах экипажа судна, судовая роль (документ о том, что каждый член экипажа делает на судне), списки пассажиров, транспортные документы, счет-фактуры.

Командир воздушного судна подает генеральную декларацию – документ, используемый в международной практике перевозок, содержащий информацию о принадлежности ВС, маршруте, бортовом номере и т. д. Документы о перевозимых на борту ВС товаров, документы о бортовых припасах, авианакладные, пассажирская ведомость.

Железнодорожный транспорт – ж/д накладные, передаточная ведомость, вагон-ресторан представляет сведения о припасах. Все из перечисленных документов должны содержать исчерпывающие сведения необходимые для осуществления дальнейших таможенных операций, в первую очередь для достоверного декларирования этих самых товаров и для уплаты таможенных платежей. Основная цель данной стадии – постановка ввезенных товаров на таможенный контроль, под которым они будет находиться до:


· помещение под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, т. е. уплата таможенных платежей;

· помещение под таможенные процедуры уничтожения или отказа в пользу государства;

· обращение в собственность государства иным законным способом;

· фактического вывоза товара с таможенной территории таможенного союза.

Таможенная процедура таможенного транзита.

Таможенная процедура таможенного транзита – это процедура в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющееся членом таможенного союза до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Запреты: нельзя ввозить товары, запрещенные в обороте (оружие, наркотики). Если дальнейшее оформление товаров производиться в таможенном органе пункта пропуска, то таможенный транзит не применяется. Транзит не применяется при перемещении товаров на воздушных судах, которые при совершении международного рейса совершают на территории РФ только технические посадки (для дозаправки) без частичной выгрузки либо разгрузки товаров. Основная цель таможенного транзита – обеспечить сохранность иностранных товаров, таможенное оформление которого еще не завершено, т. е. таможенные платежи не уплачены, при перевозке по территории таможенного союза.

Для помещения товара под эту процедуру обязательно должна быть представлена транзитная декларация. Транзитную декларацию представляют в таможенный орган отправления следующие лица:

· участник ВЭД, который заключил сделку по ввозу товара;

· лицо, которое имеет право владения, пользования или распоряжения товарами (в случае отсутствия внешнеэкономической сделки – получение наследства, въезд на ПМЖ (домашние вещи);

· иностранные физические лица, перемещающие товары для личного пользования (туристы);

· дипломатические и консульские учреждения иностранных государств, при оформлении транзитов товаров, необходимых для этих учреждений;

· иностранные организации, имеющие представительства на территории РФ или таможенного союза;

· перевозчик или экспедитор.

Принимая транзитную декларацию, должностное лицо таможенного органа устанавливает следующие моменты:

товары на таможенную территорию

В отношении документов на товары с соблюдением ограничений, связанных с перемещением товара через таможенную границу;

в отношении ввозимых товаров осуществлен пограничный контроль и иные виды государственного контроля.

Обязательно должна быть обеспечена идентификация товаров, т. е. у таможенного органа назначения не должно возникнуть вопроса относительно того это товар был ввезен из-за границы или нет. В подавляющем большинстве случаев транзит товаров осуществляется таможенным перевозчиком (лицо заключает договор перевозки).

Обязанности перевозчика: 1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту (если он установлен); 2) обеспечить сохранность товаров, пломб и иных средств идентификации товаров, если они применялись; 3) не допустить разгрузки, перегрузки товаров, замены транспортных средств международной перевозки без разрешения таможенного органа; 4) срок доставки зависит от транспортного средства (воздушное судно; автомобиль – расчет 500 км/день; ж/д – не менее 2000 км/месяц; водное судно – указывается срок); 5) место доставки товаров – это постоянная зона таможенного контроля (СВХ или таможенный склад).

При перевозке товаров на автомобильном транспорте возможны различные нестандартные ситуации (ДТП и иные случаи). При аварии или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров, перевозчик обязан принять все меры, для обеспечения сохранности товаров и незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров. Если транспортное средство повреждено, то перевозчик обязан обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный орган, либо в зону таможенного контроля. Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки в место, установленное таможенным органом отправления. Фактически процедура завершается передачей документов и деклараций таможенному органу. В случае необходимости перевозчик должен …

Он несет ответственность за: 1) нарушение сроков доставки; 2) уничтожение средств идентификации; 3) нарушение маршрутов доставки; 4) недоставку товара или документов о них в место назначения. В таком случае протоколы составляются на месте назначения. В случае если по вине перевозчике товар был уничтожен либо не доставлен то именно перевозчик будет уплачивать таможенные платежи за этот ввозимый товар.

При сильном желании владелец товаров может не обращаться к таможенному перевозчику, если заинтересованное лицо имеет свои транспортные средства, необходимые для осуществления таможенного транзита оно может провести перевозку самостоятельно при условии оформления таможенного сопровождения. Таможенное сопровождение оформляется по заявлению таможенного лица, в течение суток со дня подачи заявления, при этом заинтересованное лицо должно оплатить командировочные и обеспечить должностное лицо обратным билетом.

Таможенный орган вправе отказать перевозчику самостоятельной доставки товара, если имели место случаи нарушения этим лицом таможенного законодательства, таможенный орган может сам назначить таможенное сопровождение.

Таможенная процедура временного хранения.

Временное хранение товаров – это хранение иностранных товаров под таможенным контролем на СВХ или в иных местах временного хранения до их выпуска таможенным органом заявленной таможенной процедуры или до совершения иных действий, предусмотренных законодательством без уплаты таможенных платежей.

Лица, обладающие полномочиями в отношении товара или их представители, не вправе пользоваться товаром или выносить их с территории зоны таможенного контроля. Основная цель временного хранения заключается в том, чтобы сохранить товары в целостности и не допустить их использования до окончания таможенного оформления и уплаты таможенных платежей, кроме того. Именно на СВХ в отношении товаров проводится таможенный досмотр и иные формы таможенного контроля. При помещении товаров на СВХ участвуют таможенные органы. Срок временного хранения – 2 месяца по общему правилу.

По истечению срока временного хранения товары, не помещенные под таможенную процедуру, задерживаются таможенными органами для целей их реализации или уничтожения. Доход от реализации идет в государственный бюджет, уничтожаются продукты питания и т. д. Пока товары лежат на СВХ в с ними, возможно, проводить действия, направленные на их сохранность, а также можно осматривать, измерять, перемещать в пределах СВХ. С разрешения таможенного органа можно выносить с СВХ пробы или образцы товара, в тех количествах, которые необходимы для таможенного контроля. С момента помещения товаров на СВХ у владельца товара возникает обязанность по уплате таможенных платежей, которая прекращается только после выдачи товаров с СВХ.

В некоторых случаях, временное хранение допускается в иных местах, в соответствии со ст. 198 Закона «О таможенном регулировании в РФ» временное хранение допускается на складе таможенного органа, на складе получателя, на складах уполномоченного экономического оператора, в специальных местах международного почтового обмена, в местах хранения, не полученного или невостребованного багажа (для ж/д багажа), в месте загрузки или перегрузки товаров, в пределах морского порта и на ж/д путях в контейнерах и площадках (согласованных с таможенными органами для этих целей).

Декларирование товара.

По сути, декларация – это заявление. В ходе декларирования декларант заявляет таможенному органу сведения необходимые для реализации таможенно-тарифного и нетарифного методов регулирования ВЭД. В торговом обороте применяется декларация на товары, для транзита применяется транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация (для физических лиц, которые ввозят товары для личных целей), декларация на транспортное средство. Декларантами могут быть как физические, так и юридические лица. Если это лицо гражданин России – это либо участник ВЭД (юридическое лицо), либо физическое лицо, которое въезжает из-за границы либо транспортная организация, которая декларирует транспортное средство.

Иностранные граждане являются декларантами в следующих случаях: туристы, консульские и дипломатические учреждения и все лица там работающие, организации которые имеют на территории РФ представительство (ввозят товары для нужд представительств), лицо, имеющее право распоряжаться товарами в рамках сделки одной из сторон которых выступает государство – член таможенного союза. Решение КТС от 20 мая 2010 года №257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций й и формах таможенных деклараций». ТД 1 – основной лист декларации и ТД 2 – дополнительные листы. По одной декларации можно задекларировать партию товаров состоящих из 999 наименований. В первую очередь в декларации указываются сведения необходимые для вменения тарифных и нетарифных методов регулирования ВЭД. Для применения тарифного метода предусмотрена таможенная процедура; код товара по ТН ВЭД; страна происхождения товара; характеристики товарной партии (вес, объем, количество товаров в дополнительных единицах измерения).

При нетарифном методе регулирования в декларацию вносятся сведения о квотах и лицензиях. Информация в декларацию может вносиься в цифрово, буквенном виде или вносится прямо словами. Прядка 50 полей в ТД 1 . Поле №1 – тип декларации: информация вносится в кодированном виде и сюда вписывается таможенная процедура.

В соответствии с практикой с 1993 года по 2010 года – это таможенная процедура называлась таможенным режимом. Лицо в зависимости от целей перемещения через таможенную границу товаров может заявить в отношении этих товаров любую таможенную процедуру, которой соответствуют порядок обращения с товарами. Т. е. помещая товар под конкретную процедуру с целью соблюдения своего экономического интереса заинтересованное лицо (участник ВЭД или распорядитель) определяет для себя 2 основных момента: 1) конкретный набор прав и обязанностей, которыми можно воспользоваться и которые должны быть соблюдены при дальнейшем распоряжении этим товаров; 2) порядок (условия) оплаты таможенных платежей.

В свою очередь, таможенный орган, выпуская товар в соответствии с заявленной процедурой отслеживает, чтобы товар использовался только в рамках данной процедуры и чтобы таможенные платежи были уплачены своевременно и в полном объеме.

Выпуск для внутреннего потребления (ИМ-40) – таможенная процедура при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению. Условия для выпуска товаров в соответствии с этой процедурой: уплата всех причитающихся таможенных платежей (ввозных), соблюдение запретов и ограничений, предоставление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с использованием защитных, антидемпинговых и аттестационных мер.

Экспорт (Экс-10) – это процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за территорией Союза. Условия: уплата вывозных таможенных платежей, соблюдение запретов и ограничений, предоставление сертификата о стране происхождении товара. Они утрачивают статус товаров таможенного союза.

Таможенный транзит.

Таможенный склад (ИМ) – таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срок без уплаты таможенных платежей (пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования). Условия: могут помещаться любые товары, за исключением тех срок годности, которых не велик (срок годности менее полугода), есть перечень товаров, которые на склад не помещаются. Срок хранения по общему правилу – не более 3-х лет. Если срок хранения товаров на складе истечет, то товар будет задержан таможенными органами, операции те же что и на СВХ, с разрешения таможенного органа можно брать таможенные образцы, а также готовить товары к продаже и сортировке, упаковывать их и т. д. Пока товары хранятся на складе в отношении них возможно совершение сделок. Если в то время пока товары хранятся на складе срок функционирования таможенного склада истек в течение 60 дней эти товары должны быть помещены под иную таможенную процедуру иначе эти товары будут задержаны таможенными органами. Если товары во время хранения на складе испортились или пришли в негодность их необходимо поместить под иную процедуру, т. е. действие данной процедуры, заканчивается помещением товара под иную процедуру, эти товары могут помещаться частями под разные или целиком под одну.

Переработка на таможенной территории – это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным или условным освобождением от уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования с последующими вывозом продуктов переработка за пределы таможенной территории таможенного союза.

Условное освобождение – иностранные товары, находящиеся под данной процедурой сохраняются статус иностранных и если они вовремя не будет переработан или если будут нарушения этой процедуры, то за них передается платить таможенные платежи как они были выброшены в свободный оборот. Статус иностранных товаров получают и продукты переработки. Срок не может превышать 3-х лет, операции по переработки товаров следующие: переработка и обработка товаров при которых иностранные товары меняют свои характеристики (меняется код товара – шкуры КРС – кожа); изготовление товаров, включая монтаж, сборка; ремонт товаров, включая восстановление и знамена составных частей; использование в качестве сырья товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, а также если эти товары полностью ил частично потребляются в процессе переработки (катализаторы, присадки).

Переработка вне таможенной территории – товары таможенного союза вывозятся с его таможенной территории в целях совершения операций по переработке вне таможенной территории в установленные сроки в целях совершения операций по переработке вне таможенной территории с полным или условным освобождением от вывозных таможенных платежей и применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на территорию таможенного союза. Операции по переработки в данном случае соответствуют операциям, которые были перечислены выше за исключением последней. Срок переработки не может превышать 2-х лет.

Переработка для внутреннего потребления – процедура при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных платежей с применением запретов и ограничений (всех) при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам применяемым к продуктам переработки. Операции по переработке: не может быть ремонта и катализаторов. Срок не превышает 1 года. Специальные условия: 1) сумма ввозных таможенных платежей подлежащих уплаты в отношении продуктов переработки меньше тех которые подлежали бы уплате на день помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, если бы они был помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. 2) продукты переработки не могут, восстановлены экономически выгодным способом.

Универсальные требования для всех процедур переработки – обязательно при декларировании товаров необходимо представить в таможенный орган документы об условиях переработки. В этом документе записывается, лицо которое получило этот документ, лицо, которое будет перерабатывать товары, наименование описание и классификация перемещаемых товаров и продуктов переработки, сведения о технологическом цикле; способ идентификации товаров перемещенных в продуктах переработки. Даже отходы и остатки должны быть указаны, какой код ТН ВЭД у них будет, и под какую процедуру будут помещаться.

Временный ввоз – это процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полном или частичном от уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта. Основанием для помещения товара под данную процедуру чаще всего является договор аренды. Не допускается помещать под данную процедуру: пищевые продукты, напитки, сигареты, сырье, полуфабрикаты, расходные материалы и образцы, отходы, а также товары, запрещенные к ввозу. Временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии за исключением обычного износа или естественной убыли. Временно ввезенные товары может использовать только декларант, но может передать только для текущего ремонта. Максимальный срок не может превышать 2 года, определяется исходя из условий договора. Перечень товаров в отношении которых можно применять полное освобождение от уплаты таможеных платежей определяется МД государств-членов Таможенного союза или решением КТС, Евразийской Экономической Комиссией. Если в отношении товаров применяется частичное освобождение от уплаты таможенных платежей – это означает, что декларант должен ежемесячно уплачивать по 3% от суммы которая подлежала бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При завершении таможенной процедуры таможенного ввоза суммы таможенных платежей уплаченные при возврату не подлежат…….. (луна парки).

Реимпорт – таможенная процедура при которой товары, ранее вывезенные с территории таможенного ввозятся обратно на таможенную территорию без уплаты ввозных таможенных платежей и мер нетарифного регулирования (не путать импорт и экспорт). Под эту процедуру помещаются товары, которые ранее помещались под процедуры экспорт, временный вывоз, а также продукты переработки, образовавшиеся при проведении процедуры переработки на таможенной территории. Данная процедура применяется, только в том случае если вывезенные товары остались в неизменно состоянии за исключением естественного износа. По общему правилу декларантом может выступать лицо, которое вывозило данные товары ранее, в отношении товаров помещенных под таможенную процедуру реимпорта производится возврат уплаченных сумм вывозных таможенных платежей (пошлины), если указанные товары помещены под таможенную процедуру не позднее 6 месяцев со дня, следующего за днем помещения данных товаров, помещенных под процедуру экспорта.

Реэкспорт – это таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и без применения налогов и мер нетарифного регулирования. Случаи помещения под реэкспорт: 1) выпуск для внутреннего потребления; 2) иностранные товары, которые уже находятся на территории Таможенного союза в случае нарушения мер нетарифного регулирования; 3) продукты переработки, помещенные ранее под процедуру переработки на таможенной территории.

Главное в данном случае, что нужно отличать процедуру переработки товаров от иных процедур.

Беспошлинная торговля – это процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза без уплаты таможенных платежей и мер нетарифного регулирования (распространяется на дипломатов, консулов и членов их семей). Под данную процедуру могут помещаться любые товары кроме запрещенных к обороту на территории Таможенного союза к вывозу и ввозу. Декларантом товара, который помещается под данную процедуру, могут выступать только владелец магазина беспошлинной торговли, который данные товары затем будет реализовать через свой магазин. Владелец такого магазина не вправе помещать под данную процедуру товары, которые планируется использоваться для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли (стеллажи, холодильники, кондиционеры – декларируются как для внутреннего потребления). В случае закрытия магазина, все товары находящиеся в магазине и не его складах должны быть помещены под иную таможенную процедуру в течение месяца со дня закрытия.

Процедура уничтожения – процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования. Это приведение товаров к такому состоянию, при котором они утрачиваются свои потребительские свойства и не могут быть возвращены в первоначальное состояние экономически выгодным способом. Товары чаще всего уничтожаются: 1) товары, испорченные в дороге по различным причинам (ДТП); 2) товары, которые не проходит нормы таможенного контроля (фитосанитарный, санитарный); 3) любые товары по желанию декларанта (грузинское вино, лекарства, станки для производства), если будет заключение от компетентных органов о том, что может применяться в отношении данных товаров.

Нельзя уничтожать: культурные, археологические и исторические ценности; животные и растения занесенные в «Красную книгу» или охраняемые международными договорами, а также их части и дериваты (то что из них получается), за исключением случаев, когда требуется их уничтожение ц елях предотвращения эпидемий или эпизоотий. Нельзя уничтожать предметы залога до окончания отношений залога и нельзя помещать изъятые товары или арестованные или если это вещественные доказательства. Нельзя уничтожать товары, в случае если это может причинять вред окружающей среде или создавать опасность для людей, животных; в случае, если это может повлечь расходы для государственных органов (уничтожение проводиться только за счет декларанта); нельзя уничтожать товары путем их естественного потребления. Отходы, которые остаются в результате уничтожения при возможности дальнейшего использования подлежат помещению под иную таможенную процедуру,

Отказ в пользу государства – это процедура, при которой товары передаются безвозмездно в собственность государства члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и мер нетарифного регулирования. Ограничения: нельзя помещать товары, запрещенные к ввозу на территорию стран-участниц; нельзя отказываться от товаров, если такой отказ может повлечь для государственных органов РФ какие-либо расходы, которые не могут быть размещены за счет реализации данных товаров.

Свободная таможенная зона (свободный склад) – это такая процедура, при которой товары используются и хранятся на территории свободной зоны (склада), и могут храниться и использоваться только в пределах территории без уплаты таможенных платежей и мер нетарифного регулирования. Порядок работы этих закон регулируются государствами (с 1993 года).

Поле №33 – код товара. Все товары обкладываются таможенными платежами. Каждый товар по-разному оценивается (ТН ВЭД). Сюда вносится код товара – 10значное число путем применения, которого в первую очередь определяется порядок применения мер тарифного регулирования. Каждому коду соответствует своя ставка таможенной пошлины. Чтобы правильно определить код товара используют ТН ВЭД. Это источник информации, который помогает получить наиболее четкие представления о конкретном товаре (для дальнейшего его обложения таможенной пошлины). Основной объем ТН ВЭД занимают таблицы, состоящие из 3 столбиков: код товара; описание товара; дополнительные единицы измерения. Кроме этого содержится разъяснение о порядке ее применения (правила интерпретации), перечень возможных дополнительных единиц измерения (порядка 20 разных), разъяснения о возможности отнесения товаров к той или иной группе.

Основные правила интерпретации: 1) в основе определения кода является вещество из которого товар сделан; 2) товар некомплектный или несобранный декларируется как собранный; 3) при кодировании товара применяется тот код, который имеет наибольшее количество знаков после 4; 2 первые цифры кода – группа; 4 – подгруппа; 6 – позиция; 8 – подпозиция; 10 – подсубпозиция. Чем больше вложено труда, тем больше таможенные платежи. Футляры и чехлы декларируется вместе с товаром.

Соотношение ТН ВЭД и таможенного тарифа.

Первые три столбика – содержание ТН ВЭД. Все четыре столбика – содержание таможенного тарифа.

Процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, предполагает, в частности, соблюдение условий , составляющих содержание запретов и ограничений.

Государства–члены таможенного союза, как и другие государства мира, не могут полностью отказаться от контроля за массивом перемещаемых товаров. В противном случае внутренние рынки могут заполнить товары, могущие нанести вред общественной безопасности, не пригодные для использования, наносящие вред окружающей среде и т.д.

Их применение в области таможенного дела обусловлено как экономическими , так и политическими целями.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения – это комплекс мер , применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:

Меры нетарифного регулирования,

Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые ,

Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами,

Меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения,

Технического регулирования,

Санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.

Целями применения запретов и ограничений являются:

Защита внутреннего рынка, содействие производителям, стимулирование развития экономики;

Охрана жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

Сохранение культурного наследия народов государств-членов таможенного союза;

Необходимость предотвратить исчерпание невосполнимых природных ресурсов с одновременным ограничением соответствующего внутреннего производства и потребления;



Обеспечение национальной безопасности государств- членов таможенного союза

Защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса государств таможенного союза;

Выполнение международных обязательств.

По цели их применения торговые ограничения и запреты можно разделить на две группы: 1) торговые ограничения и запреты экономического характера и 2) торговые ограничения и запреты не экономического характера.

Рассмотрим существующую структуру торговых ограничений и запретов в таможенном союзе.

1. Меры нетарифного регулирования . Согласно п. 17 ч. 1 ст. 4 ТК ТС меры нетарифного регулирования – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера , которые установлены международными договорами государств таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза

Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8.12.2003 г. к мерам нетарифного регулирования (торговым ограничениям экономического характера) относит:

Эмбарго - представляет собой запрещение ввоза в таможенный союз или вывоза в другую страну товаров и услуг, валютных и иных ценностей.

Данная мера чаще всего является вынужденной и предпринимается в отношении конкретной страны, исходя из принципиальных соображений, обычно основанных на решениях ООН. Эмбарго применяется исключительно как средство экономического и финансового давления.

Таможенная блокада -состоит из мероприятий, направленных на приостановку производства таможенных процедур, задержку товаров в зоне таможенного контроля. По сути это скрытый запрет на перемещение товаров. Цель такой меры - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

Применяется редко и вынужденно как и эмбарго при необходимости поставить ту или иную страну в особые условия, фактически изолировав ее от внешнего мира.

Разрешительная система – порядок, при котором на перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров требуется специальное разрешение , выдаваемое компетентными органами государства-члена таможенного союза.

Квотирование - означает введение количественных и стоимостных ограничений ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с таможенной территории таможенного союза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров или странам.

Такие ограничения, как правило, налагаются на вывоз из таможенной территории таможенного союза товара. Импортные квоты не имеют большого распространения.

Квота – это разрешение, строго установленное количество любого товара, вывоз которого не только разрешается, но и по возможности поощряется.

Однако все, что перемещается сверх этой квоты , облагается обычной или повышенной пошлиной либо вообще запрещается.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

Так, Правительство РФ определяет квоты на экспорт товаров, содержащих драгоценные металлы. Квоты могут реализовываться в процессе проведения специальных конкурсов и аукционов.

Лицензирование разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу таможенного союза не допускается .

Данная мера применяется как самостоятельно, так и в совокупности с квотированием.

Лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.

Оформление лицензии требуется при перемещении каждого вида товара независимо от количества наименований, включенных во внешнеторговый контракт. Лицензии бывают двух видов :

1) генеральная лицензия - оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара,

2) разовая лицензия – выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту сроком на 12 текущих месяцев, начиная с даты выдачи лицензии.

Это наиболее распространённый в Российской Федерации метод торговых ограничений, который осуществляется в следующих целях:

Обеспечение соблюдения внешнеторговых квот;

Обеспечение контроля ввоза и вывоза ряда специфических товаров;

Обеспечение соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами военного и двойного применения.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения

Кроме того, существует перечень товаров, ввоз и вывоз которых осуществляется на основании разрешений, выдаваемых иными государственными органами . К таким товарам относятся:

- товары, животного и растительного происхождения , а также оборудование для их перевозки, подконтрольные органам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор РФ).

Основанием для ввоза и вывоза таких товаров являются ветеринарные свидетельства или ветеринарные сертификаты;

- товары потенциально опасные для жизни и здоровья человека, подконтрольные органам Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ).

Основанием для ввоза таких товаров являются санитарно-эпидемиологические разрешения или свидетельства о регистрации;

- товары, подлежащие обязательной сертификации , подконтрольные органам обязательной сертификации, аккредитованным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование РФ).

Основанием для ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации являются сертификат соответствия, одобрение типа транспортного средства, сертификат средства измерения;

- культурные ценности , ввозимые на основании органами Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росхранкультуры);

- высокочастотные радиоэлектронные средства , ввозимые на основании решения Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр»;

- семена сортов растений и племенного материала пород животных, которые ввозятся на основании комиссии селекционных достижений при Министерстве сельского хозяйства России;

- оружие невоенного назначения (гражданское и служебное), ввозимое и вывозимое на основании Разрешений Департамента охраны общественного порядка МВД России.

Лицензии на ввоз и вывоз товаров военного назначения выдаются Комитетом по военно-технической политике Министерства обороны России, а в соответствии с Законом «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ, экспорт товаров двойного назначения осуществляются по лицензиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), находящейся в подведомственном подчинении Министерства обороны России.

Очевидно, что все указанные документы выдаются в целях обеспечения торговых ограничений не экономического характера и являются обязательными для осуществления таможенных процедур.

2. Товары, запрещённые к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и вывозу с территории таможенного союза . Запрещение к перемещению через таможенную границу таможенного союза отдельных категорий товаров означает, что они не могут ввозиться на территорию таможенного союза и вывозиться из территории таможенного союза свободно, без каких-либо ограничений .

Запрещены к ввозу на территорию таможенного союза и в Российскую Федерацию:

Медикаменты и витаминные препараты, за исключением прошедших апробацию в Минздраве РФ (с разрешения Минздрава России);

Драгоценные металлы и камни, за исключением временно ввозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;

Печатные и аудиовизуальные материалы, иная изобразительная продукция, которые могут причинить вред государственной безопасности, общественному порядку, нравственности населения, правам собственности, и другим интересам физических и юридических лиц;

Непроявленные фотопленки;

Средства цветного копирования (только при наличии сертификата соответствия);

Семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения (только с разрешения компетентных органов);

Не могут ввозиться на таможенную территорию таможенного союза и в Российскую Федерацию:

товары, которые:

- не соответствуют техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам,

- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательством,

Предметы, характеризуемые как опасные потребительские товары.

Запрещены к вывозу из Российской Федерации:

Оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;

Наркотические средства и психотропные вещества (только по лицензиям в пределах квот);

Радиоактивные, взрывчатые, ядовитые вещества;

Драгоценные металлы и камни, за исключением временно вывозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;

Представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу (например, рога оленей, сайгаков, маралов);

Непроявленные фотопленки;

Аннулированные ценные бумаги;

Произведения искусства, представляющие значимую художественную и культурную ценность.

Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза подлежат немедленному вывозу за его пределы. Товары, запрещенные к вывозу, не могут быть фактически вывезены за пределы таможенного союза.

3. Технические барьеры включают в себя контроль за импортом на предмет его соответствия стандартам безопасности качества (товар должен быть сертифицирован).

Ввозимые товары должны соответствовать установленным техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям.

Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуги соответствуют определенным стандартам или другой научно-технической документации.

Главная цель сертификации – это подтверждение безопасности товара, которым будут пользоваться внутри таможенного союза. Перечень ввозимых товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.

4. Экспортный контроль предполагает введение системы обязательной регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Экспортному контролю подлежат :

Отдельные виды сырья, материалов, оборудования, которые могут быть применены при создании вооружении и военной техники;

Химикаты и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия;

Оборудование, материалы двойного назначения, применяемые в ядерных целях;

Генетические материалы, которые могут быть использованы при создании бактериологического и токсического оружия.

Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. № 388 создана и функционирует национальная система экспортного контроля.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. № 1085, утверждено Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Одной их основных функций этой службы является обеспечение экспортного контроля за вывозом сырья, материалов, технологий и оборудования двойного назначения.

Документом, служащим основанием для экспорта материалов, товаров и технологий двойного назначения является лицензия ФСТЭК.

5. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов .

Помимо торговых ограничений экономического характера, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает применение торговых ограничений не экономического характера.

Так, ст. 32 данного Закона предусматривается применение мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и, вводимые, исходя из национальных интересов не экономического характера. Эти меры вводятся если:

Необходимы для соблюдения морали и общественного порядка;

Необходимы для охраны жизни и здоровья граждан;

Относятся к импорту или экспорту золота или серебра;

Применяются для защиты культурных ценностей;

Необходимы для выполнения международных обязательств;

Необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства и т.п.

При этом документом, разрешающим перемещение товара может являться, как лицензия Министерства торговли России, так и разрешительный документ другой формы.

Применение запретов и ограничений является универсальным и мощным инструментом таможенного регулирования внешнеторговых отношений.

Важнейшая задача в рамках совершенствования таможенного законодательства – не препятствовать , а способствовать развитию позитивных факторов в международной торговле.

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз
государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества
в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений утвержден
Решением Коллегии ЕЭК
от 16 августа 2012 г. № 134 http://www.tsouz.ru/db/entr/norm-prav-doc/ediniy_perechen/Pages/default.aspx

Сегодня "i", как и обещал, публикует вторую часть (без приложений) новых таможенных правил перемещения товаров физическими лицами через границу России (первая часть, касающаяся правил ввоза и вывоза транспортных средств, была опубликована в Ь 12(171) от 2 апреля 1997 года, с. 24-25).

Первоначально предполагалось, что этот документ вступит в силу 23 марта. Однако, как сообщили нам в Государственном таможенном комитете России, сроки несколько сдвинулись, и в результате новые правила начали действовать лишь 12 апреля. Что, впрочем, по сути дела ничего не меняет, поскольку текст правил призван только конкретизировать положения знаменитого "античелночного" правительственного постановления Ь 808, принятого еще 18 июля прошлого года.

Среди несомненных достоинств новых правил - существенное сокращение списка товаров, вывоз которых с территории России ограничен; четкая формулировка понятия "лицо, переселяющееся на новое постоянное место жительства", позволяющая определить, на кого именно распространяются таможенные льготы; и другие вопросы, которые не были детально оговорены в постановлении правительства.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Физические лица могут перемещать через таможенную границу Российской Федерации любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, с соблюдением требований, установленных Кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.2. Ввоз товаров физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз товаров ими с этой территории осуществляется при условии уплаты таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики (квотирование, лицензирование и т.п.), а также выполнения других требований, установленных таможенным законодательством, если иное не предусмотрено порядком перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производства или иной коммерческой деятельности, установленным законодательством Российской Федерации.

При этом таможенные платежи уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа, представляющего собой взимаемую без деления на источники сумму, эквивалентную сумме таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также таможенных сборов и иных причитающихся к уплате таможенных платежей.

1.3. Согласно настоящим Правилам, физические лица перемещают через таможенную границу Российской Федерации товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в упрощенном, льготном порядке.

1.4. Упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей и неприменение к товарам мер экономической политики в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

1.5. Единые ставки таможенных платежей при применении упрощенного, льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ.

Применение таможенных платежей в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ, определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.6. В случае, если в соответствии с настоящими Правилами подлежат применению единые ставки таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования (мер экономической политики), налогообложения и таможенного оформления.

1.7. Единые ставки таможенных платежей не включают таможенные сборы за хранение товаров, а также таможенные сборы за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов.

1.8. За таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, взимаются таможенные сборы в валюте Российской Федерации в следующих случаях и в следующих размерах:

В отношении товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, - в размере 0,15 процента таможенной стоимости товаров;

В отношении товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже при следовании лица через границу, в случае полного освобождения таких товаров от таможенных платежей, взимаемых по единой ставке, в соответствии с настоящими Правилами - в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров;

В отношении товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, в случае, если к таким товарам не применяется упрощенный, льготный порядок перемещения в соответствии с настоящими Правилами, - в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров.

При таможенном оформлении товаров, в отношении которых уплачивается совокупный таможенный платеж, таможенные сборы за таможенное оформление являются составной частью такого платежа.

1.9. В настоящих Правилах понимаются:

под "сопровождаемым багажом" - товары, перевозимые следующими через границу лицами;

под "несопровождаемым багажом" - товары, перемещаемые перевозчиком по договору о перевозке (багажной квитанции, накладной, коносаменту и т.п.).

1.10. Перемещение физическими лицами товаров, подлежащих контролю иных государственных органов, допускается при представлении разрешений этих органов.

1.11. Действие настоящих Правил не распространяется на товары, пересылаемые физическими лицами в международных почтовых отправлениях, а также на транспортные средства, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу в качестве товаров, классифицируемых в товарной позиции 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

1.12. В целях получения таможенных льгот лица признаются переселяющимися на новое постоянное место жительства при одновременном соблюдении следующих условий:

а) при переселении на новое место жительства в Российскую Федерацию:

Лицо проживало в иностранном государстве в соответствии со свободным намерением проживать в этом государстве в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, возвращение в Российскую Федерацию после пребывания в иностранном государстве в связи с командировкой, работой по срочному договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей государственного служащего Российской Федерации и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

Лицо проживало вне пределов Российской Федерации не менее 3 лет до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

Лицо имеет свободное намерение проживать в Российской Федерации в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, пребывание в Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей служащего иностранного государства и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

Лицо подтверждает свое намерение проживать в Российской Федерации в течение неограниченного времени выходом из гражданства (подданства) иностранного государства и приобретением гражданства Российской Федерации, либо приобретением жилья на территории Российской Федерации, либо воссоединением с семьей, проживающей на территории Российской Федерации, либо совершением иных действий, бесспорно свидетельствующих о таком намерении;

б) при переселении на новое место жительства из Российской Федерации в иностранное государство:

Лицо проживало в Российской Федерации в соответствии со свободным намерением проживать в Российской Федерации в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, выезд за пределы Российской Федерации после пребывания в Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей служащего иностранного государства и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в иностранное государство;

Лицо имеет свободное намерение проживать в иностранном государстве в течение времени, не ограниченного каким-либо сроком или наступлением какого-либо события. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться. В частности, выезд за пределы Российской Федерации в связи с командировкой, работой по срочному трудовому договору (контракту), учебой, исполнением обязанностей государственного служащего Российской Федерации и тому подобными обстоятельствами не рассматривается как переселение на постоянное место жительства в иностранное государство.

1.13. Лицам, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, таможенные льготы предоставляются в отношении товаров, принадлежащих этим лицам или переселяющимся вместе с ними членами их семей до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при условии, что указанные товары ввозятся с территории государства, в котором эти лица постоянно проживали до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

1.14. Лица, переселяющиеся на новое постоянное место жительства, могут воспользоваться таможенными льготами, предусмотренными настоящими Правилами, соответственно в течение 1 года со дня первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и в течение 2 лет со дня первого выезда с территории Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в иностранное государство.

1.15. Лица, признанные в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами, могут воспользоваться таможенными льготами, предусмотренными настоящими Правилами, в течение 1 года со дня получения ими статуса беженца или вынужденного переселенца в отношении товаров, принадлежащих этим лицам или членам их семей до момента въезда этих лиц на территорию Российской Федерации, при условии сохранения указанного статуса на момент ввоза таких товаров.

2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

2.1. Предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, устанавливается должностным лицом таможенного органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой, исходя из характера, количества и частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи.

2.2. Для целей применения настоящих Правил товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если такие товары ввозятся (вывозятся) исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим товары, и членами его семьи и использование товаров не связано с извлечением дохода в любой форме.

Использование товаров в иных целях допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, установленных таможенным законодательством.

2.3. При установлении предназначения товаров должностным лицом таможенного органа могут приниматься во внимание следующие факторы:

а) характер товаров: учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования. Ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

б) количество товаров: однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;

в) частота перемещения товаров: периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров хотя бы и в небольших количествах может рассматриваться как то, что товары ввозятся (вывозятся) для использования в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное;

г) обстоятельства поездки: учитываются цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.;

д) отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи.

2.4. Лицо, перемещающее товары, подтверждает то, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, если такое подтверждение является необходимым.

2.5. В случаях, прямо предусмотренных настоящими Правилами, предназначение товаров устанавливается с учетом статуса лица, их перемещающего. При установлении предназначения товаров, перемещаемых физическим лицом, не подтвердившим своего статуса индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, предполагается, что такие товары являются товарами, не предназначенными для производственной или иной коммерческой деятельности.

В этих случаях не применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

2.6. Общее правило, предусмотренное п.2.5. настоящих Правил, не препятствует должностным лицам таможенного органа в установлении иного предназначения товаров, если уровень таможенного обложения товаров в соответствии с таким предназначением превышает не менее чем на 20 процентов уровень обложения, исчисленный в соответствии с п.2.5. настоящих Правил.

3. ВВОЗ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления применяются в отношении товаров, ввозимых физическими лицами, в случаях:

а) если таможенным органом установлено, что товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, в том числе товары, ввозимые физическим лицом, подтвердившим свой статус индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) если общая стоимость ввозимых товаров или их количество превышают квоты и ограничения, указанные в п.п.3.3.-3.4. настоящих Правил, - в части такого превышения.

3.2. Физические лица могут ввозить товары с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

а) ввозимые товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) товары ввозятся при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже;

в) количество ввозимых товаров не превышает ограничений, предусмотренных Приложением 1;

г) стоимость товаров не превышает 1.000 долларов США включительно при условии, что общий вес товаров не превышает 50 килограммов. Постоянно проживающие в Российской Федерации физические лица, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превышает 6 месяцев, могут ввозить товары общей стоимостью до 5.000 долларов США включительно вне зависимости от веса товаров. Физические лица, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранных государств (кроме государств - бывших республик Союза ССР), могут ввозить товары общей стоимостью до 10.000 долларов США включительно вне зависимости от веса товаров.

Указанные в подпункте "г" стоимостные и весовые ограничения не применяются в отношении физических лиц - бывших граждан Союза ССР, ввозящих товары в связи с переселением на новое постоянное место жительства в пределах государств - бывших республик Союза ССР, а также лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами.

Полное освобождение от уплаты таможенных платежей, предусмотренное настоящим пунктом, применяется также в отношении товаров, ввозимых в несопровождаемом багаже, если эти товары ввозятся лицами, указанными в подпункте "г" части первой и части второй настоящего пункта. В отношении лиц, признанных в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, не требуется соблюдение условия о следовании через таможенную границу Российской Федерации при втором и последующих случаях ввоза в Российскую Федерацию товаров в несопровождаемом багаже.

3.3. Ввозимые при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, облагаются таможенными платежами по единой ставке в размере 30 процентов таможенной стоимости, но не менее 4 ЭКЮ за 1 килограмм, в следующих случаях:

а) если количество товаров, указанных в Приложении 1, превышает ограничения, предусмотренные этим Приложением, - в части такого превышения при условии, что товары ввозятся в пределах до трехкратного превышения ограниченных количеств;

б) если общая стоимость или вес товаров, в отношении которых не установлено количественных ограничений, превышает квоты, указанные в подпункте "г" пункта 3.2. настоящих Правил, - в части такого превышения в пределах до 10.000 долларов США включительно, но не более 200 килограммов. Указанная весовая квота не применяется в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации физических лиц, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превышает 6 месяцев.

3.4. Ввозимые физическими лицами (как при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации, так и без следования лица через таможенную границу Российской Федерации) в несопровождаемом багаже товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, облагаются таможенными платежами по единой ставке в размере 50 процентов таможенной стоимости, но не менее 7 ЭКЮ за 1 килограмм, в пределах до 10.000 долларов США включительно, но не более 200 килограммов, за исключением товаров, в отношении которых не установлено количественных ограничений, ввозимых лицами, указанными в части второй пункта 3.2. настоящих Правил, а также таких же товаров, ввозимых лицами, указанными в подпункте "г" части первой пункта 3.2. настоящих Правил, - в случае, если подлежит применению полное освобождение от таможенных платежей.

3.5. Для целей применения пунктов 3.2.-3.4. настоящих Правил предназначение товаров устанавливается с учетом статуса лица, их перемещающего. Если физическое лицо не подтвердило своего статуса индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, к товарам, перемещаемым таким лицом, не применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

Товары, указанные в пунктах 3.2.-3.4. настоящих Правил, подлежат декларированию в порядке, установленном иными нормативными актами ГТК России, а в случаях, предусмотренных пунктами 3.3.-3.4. настоящих Правил, также и путем представления таможенному органу заявления лица, перемещающего товары, составленного по форме, приведенной в Приложении 2.

Такое заявление для целей таможенного оформления и таможенного контроля рассматривается в качестве таможенной декларации.

3.6. В отношении одного товара либо одного комплекта товаров (гарнитур, сервиз и т.п.), не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности:

при превышении только одного из ограничений (стоимостного или весового), указанных в пунктах 3.3.-3.4. настоящих Правил, может применяться единая ставка таможенных платежей, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, в размерах, указанных в пунктах 3.3.-3.4. настоящих Правил.

3.7. В отношении не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности товаров, происходящих и ввозимых физическими лицами из государств-участников СНГ, применяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил.

Если количество указанных в Приложении 1 товаров, происходящих и ввозимых физическими лицами из государств-участников СНГ, превышает количество, предусмотренное этим Приложением, то в части такого превышения применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики) и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.

3.8. Порядок ввоза физическими лицами товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территории этих государств, регулируется иными нормативными актами ГТК России, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.9. Для целей исчисления и уплаты таможенных платежей таможенная стоимость товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации, определяется на основе базового принципа: цена по которой этот или подобный товар продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции.

При ввозе (в том числе пересылке) товаров на таможенную территорию Российской Федерации в несопровождаемом багаже в таможенную стоимость включаются расходы по доставке таких товаров до аэропорта, порта или иного места ввоза в Российскую Федерацию.

3.10. Таможенная стоимость ввозимых товаров, указанных в п.3.9. настоящих Правил, заявляется физическим лицом, перемещающим товары, соответственно в грузовой таможенной декларации либо в заявлении, предусмотренном пунктом 3.5. настоящих Правил. В целях подтверждения заявленной стоимости лицо представляет таможенному органу документы (счета, чеки, справки и т.д.). Таможенный орган вправе принимать решение о правильности заявленной лицом таможенной стоимости товаров.

При отсутствии документов, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной лицом, либо при наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не является достоверной, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость ввозимого товара на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу товаров, либо иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров.

При использовании указанной ценовой информации таможенный орган может производить ее корректировку в зависимости от качества ввозимого товара, его репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену товара.

При несогласии лица с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товаров это решение может быть обжаловано в соответствии с разделом ХIII Таможенного кодекса Российской Федерации. При рассмотрении жалобы вышестоящее должностное лицо таможенного органа или вышестоящий таможенный орган вправе назначить проведение экспертизы.

3.11. В случае необходимости разъяснения порядка определения таможенной стоимости доводятся до таможенных органов ГТК России.

3.12. В отношении товаров, подлежащих сертификации и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, представления сертификата не требуется.

3.13. В случае непредставления одновременно с таможенной декларацией документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, или неуплаты таможенных платежей товары, ввозимые физическими лицами, помещаются на склады временного хранения.

Предельный срок хранения товаров, ввозимых физическими лицами, на складах временного хранения составляет один месяц.

4. ВЫВОЗ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ С ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1. Общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления применяются в отношении товаров, вывозимых физическими лицами, в случаях:

а) если таможенным органом установлено, что товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) если общая стоимость вывозимых товаров превышает ограничения, указанные в пункте 4.2. настоящих Правил, - в части такого превышения.

Указанные товары подлежат декларированию путем представления таможенному органу грузовой таможенной декларации.

4.2. Физические лица могут вывозить любым способом, включая пересылку, товары в упрощенном, льготном порядке с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

а) вывозимые товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;

б) стоимость товаров не превышает 10.000 долларов США включительно.

Указанные в подпункте "б" стоимостные ограничения не применяются в отношении физических лиц - бывших граждан Союза ССР, вывозящих товары в связи с переселением на новое постоянное место жительства в пределах государств - цбывших республик Союза ССР, физических лиц, переселяющихся из Российской Федерации на постоянное место жительства в другие иностранные государства, а также лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами.

4.3. Таможенная стоимость товаров, вывозимых (в том числе пересылаемых) с таможенной территории Российской Федерации, определяется исходя из их свободной (рыночной) цены на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

4.4. Заявление таможенной стоимости и ее определение производятся применительно к порядку, предусмотренному пунктами 3.10. и 3.11. настоящих Правил.

5. ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ (ВЫВОЗ) ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

5.1. Физические лица при следовании через таможенную границу Российской Федерации могут временно ввозить (вывозить) не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности товары, необходимые этим лицам для личного пользования на территории Российской Федерации (в стране временного пребывания), а также вывозить (ввозить) обратно временно ввезенные (вывезенные) товары при условии декларирования товаров иностранного происхождения таможенным органам при первоначальном въезде (выезде) без уплаты таможенных платежей, за исключением таможенных сборов в случаях, предусмотренных пунктами 1.7. и 1.8. настоящих Правил. Квоты и ограничения, предусмотренные настоящими Правилами, к указанным товарам не применяются.

Примерный перечень таких товаров приведен в Приложении 3.

5.2. Временно ввозить на таможенную территорию Российской Федерации товары в упрощенном, льготном порядке могут только лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, а временно вывозить в указанном порядке - лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации и выезжающие временно за пределы Российской Федерации.

5.3. Временный ввоз (вывоз) товаров физическими лицами в упрощенном, льготном порядке допускается с разрешения таможенного органа и на срок, не превышающий срок фактического пребывания лица на территории Российской Федерации (в стране временного пребывания), с учетом целей и всех иных обстоятельств поездки (продолжительность, сезон и т.д.).

5.4. При наличии оснований полагать, что временно ввезенные товары могут быть обратно не возвращены, таможенный орган представляет разрешение на временный ввоз товаров только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, не могут осуществлять ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз товаров с этой территории в соответствии с таможенными режимами реимпорта, транзита, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), свободной таможенной зоны, свободного склада, переработки вне таможенной территории, реэкспорта, уничтожения.

6.2. Ремонт товаров, сопряженный с их ввозом на таможенную территорию Российской Федерации или вывозом с этой территории физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с иными нормативными актами ГТК России.

6.3. Ввоз физическими лицами происходящих из государств-участников СНГ товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, осуществляется в соответствии с общим порядком и условиями тарифного и нетарифного регулирования (мерами экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности соответствующими международными договорами Российской Федерации. В случае, если в соответствии с указанными порядком и условиями причитаются к уплате таможенные платежи, то такие платежи уплачиваются в виде совокупного таможенного платежа.