Понятие экологических фондов цель их создания. Экологические фонды

система общественных и государственных организаций, ставящих своей целью решение экологических проблем. Внебюджетные государственные Ф.э. находятся в единой государственной системе, включая Федеральный Ф.э. РФ, субъектов РФ и местные Ф.э.; средства Ф.э. формируются из различных источников, главными из которых являются обязательные платежи природопользователей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, а также сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан. Э.ф. образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения установлены действующим законодательством. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в том числе органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.). Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Аннотация: Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды. По мнению автора, представляется целесообразным восстановить вышеуказанные фонды в виде целевых бюджетных фондов, правовой статус которых установлен ст.17 Бюджетного кодекса РФ, возложив на соответствующие органы исполнительной власти вопросы формирования сметы этих фондов.

Ключевые слова:
окружающая среда, механизм регулирования, экологический фонд

Abstract: Important element of the economic mechanism of regulation in the field of preservation of the environment are ecological funds, which include Federal ecological fund of the Russian Federation, ecological funds of subjects of the Russian Federation and local funds. Practice of existence of ecological funds has proved economic feasibility of their activity which role especially increases in conditions of the most severe deficiency of financing of preservation of the environment. According to the author, it is represented expedient to restore the above-stated funds in the form of the target budgetary funds which legal status is established item 17 of the Budgetary code of the Russian Federation, having assigned on corresponding enforcement authorities questions of formation of the estimate of these funds.

Keywords: environment, regulation mechanism, ecological fund

Важную роль в защите экологии играют экологические фонды, они обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.

Местные экологические фонды складываются из следующих средств:

    эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);

    налоги и платежи за ресурсы;

    залоги-возмещения и облигации пользования;

    средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного законодательства;

    плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы);

    штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей среды.

Средства крупных фондов могут расходоваться на финансирование:

    крупных средоохраных проектов на предприятиях при невозможности их осуществления за счет собственных средств;

    строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта средоохранных объектов, действующих на соответствующей территории;

    научно - исследовательских разработок и создания новых видов средоохранной техники и технологии;

    мероприятий по предупреждению и компенсации негативных социально-экономических последствий нарушения средоохранного законодательства на данной территории (озеленение, борьба с шумом и т.д.);

    работ по оценке воздействия на окружающую среду и проведения экспертизы экономических проектов, приуроченных к данной территории;

    создания специализированных предприятий по переработке отходов производства на территории данного региона;

    частичное или полное погашение банковских кредитов, данных предприятиям для проведения ими крупных капиталоемких мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.) при условии обеспечения высокого качества этих работ и выполнения их в определенные сроки.

Определенная доля отчислений местных фондов может резервироваться и образовывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негативных последствий от непредвиденных природных процессов и явлений, а также аварий, причиняющих ущерб окружающей среде.

Надо отметить, что все перечисленные статьи расходов относятся к прямым расходам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные расходы, которые не могут покрываться из экологических фондов. Связанные с ними выплаты осуществляются из госбюджета.

В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» в стране создана единая система государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, внебюджетные республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Цель системы экологических фондов – решение неотложных природоохранных задач, восстановление потерь в окружающей среде, компенсация причиненного вреда за счет ухудшения качества окружающей среды (в тех случаях, если виновник вреда не установлен).

Формирование экологических фондов осуществляется за счет:

  • средств, поступающих в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;
  • сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения;
  • средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
  • пожертвований от юридических и физических лиц, которые зачисляются на специальные счета.

Штрафы и иски о возмещении вреда и за экологические правонарушения взимаются и соответствии с действующим законодательством. Штрафы налагаются специально уполномоченными государственными органами – подразделениями Госкомэкологии России, санитарно-эпидемиологическими станциями и др. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными методиками определения ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Средства, поступающие в экологические фонды, распределяются в следующем порядке:

    60% – на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского и районного) значения;

    30% – на реализацию мероприятий регионального (республиканского, краевого и областного) значения;

    10% направляются в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Госкомэкологии России.

Первоначально средства, которые поступают в экологические фонды, накапливаются на счетах республиканских, краевых или областных фондов, а оттуда перечисляются в федеральный экологический фонд (федеральный бюджет) и в местные экологические фонды. Перечисление средств в экологические фонды производится поквартально.

По полугодиям Госкомэкологии России составляет отчет о поступлении и расходовании средств федерального экологического фонда

Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды.

Основными направлениями расходования средств территориальных экологических фондов являлись: строительство, техническое перевооружение, реконструкция природоохранных объектов (50 %), материальнотехническое обеспечение (5,9 %), внедрение экологически чистых технологий (2,9 %), создание и использование систем мониторинга окружающей среды (2,7 %), другие виды природоохранной деятельности (18%).

Территориальные экологические фонды созданы во всех субъектах Российской Федерации, и их организационно - правовая и финансовая деятельность характеризуется многообразием форм. В 1999 г. в 45 субъектах Российской Федерации экологические фонды находились в ведении администрации, а в остальных - территориальных органов Госкомэкологии России. Консолидированы в местные бюджеты 25 экологических фондов. Правами юридического лица обладали экологические фонды в 33 субъектах Российской Федерации. Отсутствием построенной на единых принципах управления системы экологических фондов объясняется и ряд недостатков в их деятельности.

Таким образом, созданная в 90-х годах 20 столетия система экологических фондов России стала важным источником, который существенно дополнил бюджетные и собственные средства предприятий, направляемые на цели охраны окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2000 г. №150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ликвидирован Федеральный экологический фонд и изменен порядок зачисления в бюджеты различных уровней платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

В силу положений статьи 9 Федерального закона №150-ФЗ, плата загрязнение окружающей среды подлежит зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для осуществления этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 19 процентов и 81 процент.

По нашему мнению, представляется целесообразным восстановить вышеуказанные фонды в виде целевых бюджетных фондов, правовой статус которых установлен ст.17 Бюджетного кодекса РФ, возложив на соответствующие органы исполнительной власти вопросы формирования сметы этих фондов.

Экологические фонды были созданы практически в каждом территориальном образовании, являющимся субъектом Российской Федерации, а также на местном уровне - районном и юродском.[ ...]

Экологический фонд территории - наличие и распределение по территории естественных природных комплексов, природоохранных зон и поясов, особоохраняемых территорий, различных групп лесов, обеспечивающих средоформирующие и ресурсовоспроизводящие функции природных ландшафтов.[ ...]

Экологические фонды формируются за счет следующих средств: платежи за загрязнение ОС, штрафы за экологические правонарушения; средства, полученные по искам о возмещении вреда, от реализации конфискованных орудий браконьерного промысла; дивиденды различного рода; добровольные пожертвования. Есть предложения включить в доходную часть фонда также средства, поступающие от оплаты за природные ресурсы .[ ...]

Экологические фонды. Для реализации различных природоохранных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления и т. д. была создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционировали за счет отчислений с предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов направлялась на реализацию природоохранных мероприятий.[ ...]

Размеры экологических фондов существенно зависят от того, насколько жесткими являются санкции к виновникам загрязнения, а также от того, насколько хорошо отлажен весь механизм применения санкций. Таким образом, в целом "благополучие" экологических фондов покоится на аппарате экономических санкций (платежей, штрафов и т.д.), т.е. ориентируется на наказательную функцию природоохранного права. Хуже того, существует обратная зависимость между благополучием (состоянием) экологических фондов и состоянием окружающей природной среды, в силу которой держатели фондов заинтересованы в существовании предприятий-загрязнителей, причем в возможно большем их числе.[ ...]

Федеральный экологический фонд - внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством Правления. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10%, собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной деятельности, не запрещенной законодательством, отчислений из республиканского бюджета, а также средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.[ ...]

В самой идее экологических фондов есть один настораживающий момент. Они будут тем больше, чем хуже экологическая обстановка на территории. Следовательно, держатели фондов не могут быть заинтересованы в улучшении состояния природной среды. За счет этих фондов у природоохранных служб создается возможность наращивать штаты, улучшать материально-техническое обеспечение, расширять организационные структуры и укреплять свой имидж и влияние. Растущее загрязнение среды приводит также к расширению фронта научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и, следовательно, к увеличению числа рабочих мест в сфере науки и образования. Чем крупнее будут территориальные экологические фонды, тем легче будет поддерживать все эти инфраструктурные новообразования.[ ...]

Федеральный экологический фонд действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 г. N 442 "О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории РФ". Это самостоятельное государственное внебюджетное учреждение с правами юридического лица находится в ведении Минприроды России.[ ...]

Инвестиционные фонды. Инвестиционные и венчурные фонды, созданные в последние годы, располагают внушительным суммарным капиталом, часть которого уже инвестирована в российскую экономику. Фонды планируют выделить часть средств на природоохранные проекты, исходя из приоритетов отраслевых и целевых инвестиций. Российские коммерческие банки. Потенциал финансирования "зеленых" инвестиций пока еще очень ограничен. Наблюдается тенденция к поддержке инвестиций в экономику, как правило, при условии быстрой окупаемости проекта (в течение 2-2,5 лет) и ставках, составляющих примерно 25% годовых. Потенциальная величина среднего кредита невелика - около 1,5-2 млн. долларов. В целом, кредитование из средств отечественных коммерческих банков может быть успешным при поддержке экологических фондов, компенсирующих разницу между ставкой процента банка и рентабельностью предприятия.[ ...]

В настоящее время экологические фонды являются практически единственным дееспособным элементом структуры распределения финансовых ресурсов на природоохранные цели (рис.З) и могли бы играть определенную роль в реализации программ сохранения окружающей природной среды, так как фонды могли бы быть дополнительным спонсором проектов по сохранению окружающей среды и одним из элементов структуры управления реализацией этих проектов.[ ...]

Лукойл», «ЕЭС России» и др.), приступил к изданию серии учебных пособий по экологическому образованию работников основных профессий нефтегазового комплекса. Серия состоит из одиннадцати пособий, которые разработаны учеными РГУ нефти и газа им. И.МГубкина и издаются на гранты Фонда. Основу их составляет инженерно-техническое нормирование требований по охране окружающей среды.[ ...]

Через территориальные экологические фонды могут осуществляться компенсационные расчеты с предприятиями. Например, если хозяйственный субъект заинтересован в размещении своего предприятия в районе с высокой экологической нагрузкой, он обязан внести в фонд средства, которые могут быть использованы фондом в качестве субсидий тем предприятиям, которые готовы участвовать в природоохранных мероприятиях. Величину взноса лучше всего исчислить экспертным путем, либо путем договора между распорядителем фонда и хозяйственным субъектом под патронажем местных органов власти.[ ...]

Анализ формирования средств экологических фондов показал, что платежи за загрязнение окружающей природной среды были и остаются основными источниками формирования средств экофондов. Если, по оценкам, в 1991-1993 гг. доля экологических фондов в общих природоохранных затратах в России была 4,9 - 4,7%, то к 1995 году финансирование природоохранных мероприятий из средств экологических фондов сравнялось с бюджетным и достигло оценочно при падении финансирования из средств предприятий 20-25%>.[ ...]

После консолидации Федерального экологического фонда Российской Федерации в бюджет, 17 из 89 территориальных экологических фондов были также консолидированы в бюджеты субъектов Российской Федерации, 30 остались самостоятельными юридическими лицами, а остальные - в ведении администраций субъектов Российской Федерации.[ ...]

Таким образом, в современных условиях экологические фонды становятся важным элементом, дополняющим средства природопользователей и бюджетные средства.[ ...]

Таким образом, в современных условиях экологические фонды являлись важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды. Тем не менее в бюджете 2001 г. Федеральный экологический фонд Российской Федерации был упразднен. Возникла необходимость создания новой структуры, способной координировать инвестиционную деятельность в области охраны окружающей среды.[ ...]

В банках существуют специальные счета для средств экологических фондов. Деньги с этих счетов распределяются так: 60% - на реализацию программ местного значения, 30 -вышестоящего уровня (до республиканского включительно), 10% - мероприятий федерального значения. Данные пропорции закреплены в законодательном порядке, хотя и являются в целом ориентировочными. Запрещается расходование средств экологических фондов на какие-либо иные цели. Лица, виновные в нарушении целевого расходования средств, штрафуются на суммы в кратных размерах от минимальной оплаты труда органами Минприроды России.[ ...]

Учредителями республиканских, краевых и областных экологических фондов являются соответствующие комитеты по экологии и природопользованию. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и дейст вуют самостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самостоятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы.[ ...]

В России 3. представлены несколькими организациями («Экологический фонд России», «Социально-экологический союз России», «Экология и мир», «Российская партия зеленых», «Хранители радуги» и др.). Создан «Общероссийский союз общественных экологических организаций», который координирует работу различных организаций 3. Общим недостатком 3. является безальтернативность их требований (которые часто нереалистичны).[ ...]

В России функционирует система внебюджетных государственных экологических фондов, которая объединяет в себе федеральный фонд, краевой или областной и местный (городской или районный) . Каждое звено системы экологических фондов имеет свой орган управления,подчиняющийся соответствующему уровню управления территорией.[ ...]

Книга написана и издана по просьбе многочисленных участников экологических школ-семинаров, проводимых Экологическим фондом России.[ ...]

Законодательной основой для формирования и функционирования экологических фондов является Закон "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г., которым предусматривается создание для решения неотложных природоохранных задач единой системы внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющей Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. В июне 1992 г. создан Федеральный экологический фонд. Экологические фонды образуются за счет поступления платы за загрязнение окружающей среды от предприятий, учреждений и организаций и из некоторых других источников. Ядром системы внебюджетных фондов является Федеральный экологический фонд Российской Федерации - государственное внебюджетное учреждение .[ ...]

Для санитарно-гигиенических мероприятий, обновления основных фондов природоохранного назначения, выполнения различных иных работ в области ООС предприятия имеют право создавать специальные экологические фонды за счет: а) амортизационных отчислений по сооружениям и объектам природоохранного назначения; б) кредитов, субсидий банков и городского фонда охраны природы; в) доходов от хранения в банке средств экологического фонда; г) экономии платежей за загрязнение ОС, получаемой от снижения выбросов (сбросов) на предприятии; д) отчислений от прибыли предприятия. Все эти средства предприятий создаются в виде специального банковского счета и расходуются в соответствии с указанными выше целями.[ ...]

Эти проблемы отражаются на формировании и расходовании средств фондов экологических: основные загрязнители и плательщики средств в экологические фонды располагаются на территориях городов, поэтому в ряде случаев происходит конкуренция, соперничество между областным и городскими комитетами охраны природы за сбор и расходование экологических фондов, что особенно актуально в условиях экономического кризиса и бюджетного дефицита.[ ...]

Вместе с тем должен быть налажен жесткий контроль за расходованием экологического фонда территориальными финансовыми и природоохранными органами. Иначе может оказаться, что предназначенные для развития экологической деятельности средства будут использоваться прежде всего в той сфере, которая дает наибольшую прибыль. Нельзя допускать, чтобы фонд располагал значительными свободными средствами. Должны быть соответствующие размерам фонда планы природоохранных мероприятий, и эти планы обязаны неукоснительно выполняться под угрозой штрафных или административных санкций. Одним из эффективных способов использования средств экологических фондов предприятий является стимулирование труда в сфере ООС .[ ...]

Важным шагом стало решение о создании при Совете Межгосударственного экологического фонда, цель которого - выполнение согласованных межгосударственных программ, с уставным Фондом в 60 миллионов рублей и постоянными ежегодныш взносами каждого государства в размере 0,05 процента от национального доходе.[ ...]

Для проведения природоохранных мероприятий на предприятии городской фонд охраны природы приобретает, следовательно, ведущее значение. Любой руководитель предприятия будет добиваться в первую очередь субсидий из этого фонда . В том случае, если предприятию удалось скопить значительные финансовые средства в собственном экологическом фонде (как правило, это бывает на крупных предприятиях), то целесообразно предоставить ему свободу распоряжаться своим экологическим фондом. Например, можно допускать возможность использовать свободные финансовые средства этого фонда на производственные цели, в частности, на обновление и совершенствование технологического оборудования основных производственных фондов. Это будет своего рода "внутренний кредит", который, разумеется, должен быть погашен в соответствии с общими правилами кредитной системы. На средства экологического фонда можно купить дополнительную квоту на загрязнение в порядке компенсационных расчетов. В этом случае природоохранные мероприятия перекладываются на продавца этой квоты.[ ...]

На территории Архангельской области функционирует система внебюджетных государственных экологических фондов, состоящая из экологического фонда области (областной фонд), объединяющего собственно областной фонд, а также многие районные фонды, и экологических фондов городов Архангельск, Северодвинск, Ко-ряжма, Вилегодского района и Котласского регионального фонда.[ ...]

В данной работе использованы материалы Национальной газомоторной ассоциации, АО «Автогаз», Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, ООО «ВНИИГАЗ», Минтранс и ГТК России, Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП), ЕЭК ООН. российских и зарубежных печатных и электронных открытых источников информации.[ ...]

Внебюджетное финансирование, т.е. за счет средств из внебюджетных источников - собственных средств при-родопользователей, экологических фондов и экологического страхования, - в условиях рыночной экономики выходит на первое место.[ ...]

Ряд вопросов по деятельности экофондов затрагивает интересы ведомств природно-ресурсного блока. Так, в соответствии с порядком направления средств в экологические фонды определено поступление сумм, полученных по искам и штрафам за аварии и загрязнения, причиненные природным ресурсам (земли, воды, рыбных запасов, охотничьих угодий и т.д.), т.е. есть соответствующая статья в доходной части бюджетов фондов, однако практически нет аналогичных статей в расходных частях бюджетов.[ ...]

Платность природных ресурсов - важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологические фонды и экологическое страхование.[ ...]

Авторы с благодарностью примут пожелания и замечания по данной книге и учтут их при последующих переизданиях. Свои замечания и предложения просим направлять по адресу: 117936, Москва, Ленинский проспект, д. 4, МИСиС, Экологический фонд России.[ ...]

Предприятия, эффективно осуществляющие ООС, имеют право на льготное кредитование. Банки, которые дают такие кредиты, в свою очередь, имеют налоговые льготы, дотации, а также льготные межбанковские кредиты. Освобождаются от налогообложения экологические фонды, поскольку их средства предназначаются предприятиям и организациям для проведения природоохранных мероприятий. Использование средств экологических фондов осуществляется на договорных условиях под процентные займы.[ ...]

В 2002 г был принят новый федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.), в котором, как и в предыдущем законе (1991 г.) имеется глава, посвященная экономическому регулированию (механизму) в области охраны окружающей среды. Однако в новом законе, по сравнению с предыдущим, данный раздел претерпел некоторые корректировки в сторону сокращения возможных мер экономического регулирования. В частности, отсутствуют внебюджетные целевые экологические фонды - важнейший источник финансирования природоохранных мероприятий с момента ведения платы за загрязнение; акцизы на экологически вредную продукцию. В данном законе ничего не говорится об «экологическом налоге», хотя последний присутствует в Налоговый Кодексе. По-прежнему, в новом законе не решен однозначно вопрос об обязательном экологическом страховании: «может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование» .

9.1 Этапы создания экофондов в РФ

Началом формирования экологических фондов является 1988г. В этом году вышло Постановление Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988г. N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", в соответствии, с которым на территории РСФСР должны были создаваться фонды охраны природы, впоследствии, в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", переименованные в экологические фонды.

С 1988г. по настоящее время можно определить следующие этапы формирования экологических фондов.

1 этап (1989-1990гг.) - создание фондов охраны природы на территории 38 регионов России в ходе проведения эколого-экономического эксперимента, формирование двухуровневой системы фондов: федеральный и региональный. 1 этап - экспериментальный, и включал в себя уточнение методических подходов к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение природной среды с учетом экономических возможностей предприятий в отдельных регионах со сложной экологической ситуацией: апробирование на практике методов нормирования и направлений использования экологических фондов в условиях самоуправления и самофинансирования регионов.

2 этап (1991-1995гг.) - создание системы внебюджетных экологических фондов в соответствии со статьей 21 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", формирование 3-х уровней системы экологических фондов:

Федеральный;

Республиканский, краевой, областной;

Местный.

2 этап - этап становления платных услуг в сфере природопользования, предусматривал формирование нового экономического механизма природопользования в связи с повсеместным введением с 1991г. платы за загрязнение окружающей природной среды. Действие данного механизма направлено:

На создание единой системы внебюджетных экологических фондов, объединяющей Федеральный и территориальные фонды;

Планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам, налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

Возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

3 этап (1995г. по настоящее время) - консолидация внебюджетных экологических фондов России в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

9.2 Цели и задачи создания экофондов в РФ

Главной целью создания внебюджетных экологических фондов России являлось формирование автономного, независимого от госбюджета источника гарантированной поддержки природоохранной деятельности. При этом средства экологических фондов должны не подменять, а дополнять бюджетные средства и средства, выделяемые на эти цели предприятиями природопользователями.

В соответствии с "Примерным положением об экологических фондах на территории Российской Федерации", утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов 11.07.92r., основными задачами фондов являются:

Финансирование и кредитование экологических программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения:

Мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программ;

Экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрение экологически чистых технологий.

Содействие в развитии экологического образования и воспитания.

9.3 Правовой и финансовый статус экофондов в РФ

В настоящее время во всех 83 субъектах Российской Федерации образованы и действуют экологические фонды. Кроме того, помимо областных, республиканских, краевых, окружных экологических фондов действуют 130 экофондов местного уровня (районные и городские).

Правовое и финансовое положение экологических фондов субъектов федерации следующее:

Данные о юридическом и финансовом положении экофондов субъектов федерации (в % от числа фондов)
Фонды образованы:
По решению представительных органов
По решению администрации
По решению Комитета охраны природы
Положение о фонде утверждено:
Смета расходов утверждается:
Представительным органом власти
Исполнительным органом власти
Контроль за деятельностью фондов осуществляют:
Представительный орган власти
Администрация
Комитет охраны природы
Представительный орган власти, администрация, комитет охраны природы
Представительный орган власти, комитет охраны природы
Администрация, комитет охраны природы
Фонды, обладающие правами юридического лица
Фонды, консолидированные в бюджет

Приведенные данные свидетельствуют о том, что система экофондов все еще находится в стадии формирования и нуждается в дальнейшем упорядочении.

9.4 Источники формирования средств экологических фондов РФ

Источники формирования средств экологических фондов определены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и впоследствии закреплены утвержденными органами управления субъектов федерации Положениями об экологических фондах:

Средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан, а также иностранных юридических и физических лиц в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды загрязнения;

Средств, получаемых по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

Средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,

незаконнодобытой с их помощью продукции;

Добровольных отчислений и взносов предприятий и граждан, иностранных юридических и физических лиц;

Средств, получаемых в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц, а также кредитов;

Доходов от издательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности фондов;

Средств из иных источников, образование которых не противоречит действующему законодательству.

Средства экологических фондов на территории Российской Федерации зачисляются на специальные счета экологических фондов на территории Российской Федерации в учреждениях банков и расходуются в соответствии с их целевым назначением.

Платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляются предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета государственных экологических фондов. Они распределяются в следующем порядке: 60% - на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения; 30% - на реализацию природоохранительных мероприятий республиканского, областного, краевого значения;

10% - в Федеральный экологический Фонд Российской Федерации на реализацию природоохранительных мероприятий федерального значения.

С момента образования экологических фондов РФ структура источников доходов фондов менялась. Однако постоянно преобладает доля платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита и сверх лимита (их доля более 70%) в общем, доходе экофондов).

Законом "Об охране окружающей природной среды" установлено, что плата, взимаемая с предприятий, организаций, учреждений за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов, в размере 10% должна поступать в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды, остальные 90% должны поступать в экологические фонды, а затем распределяться в следующем виде:

60°/о - на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения;

30% - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения;

10% - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

В Примерном Положении об экологических фондах на территории РФ закреплены 12 основных направлений расходования средств экофондов РФ. Как правило, они имеют место в деятельности всех экологических фондов РФ. Однако, некоторые фонды дополняют число основных направлений исходя из эколого-экономической ситуации территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

9.6 Правовая база деятельности экофондов в РФ

Начиная с 1989г. по настоящее время серьезной проблемой успешного функционирования экологических фондов РФ является недостаточность правовой базы.

В настоящее время работа проводится по двум направлениям:

1. Совершенствование действующих нормативно-методических документов. Это подготовка следующих усовершенствованных нормативных актов:

Положение о Федеральном экологическом фондеРФ;

Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды и т.п.

2. Подготовка проектов новых документов:

Закона Российской Федерации "Об экологических фондах в Российской Федерации";

Инструкции о порядке формирования, финансирования расходов, ведения учета и составления отчетности об использовании средств экологического фонда и т.п.

В условиях экономической нестабильности, высокой инфляции и сокращения объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышается роль экологических фондов.

Создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую федеральные Э.ф. и Э.ф. субъектов РФ. Э.ф. образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, в т.ч.: платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан (см. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.).

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ" в других словарях:

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ - внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а тж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и… … Юридическая энциклопедия

    См. Фонды экологические. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ - система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды; образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а… … Экологический словарь

    Система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды; образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а… … Словарь бизнес-терминов

    Внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и… …

    экологические фонды - внебюджетные государственные фонды, создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую… … Большой юридический словарь

    ФОНДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ … Юридическая энциклопедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в доку … Википедия

    - (см. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Система общественных и государственных организаций, ставящих своей целью решение экологических проблем. Внебюджетные государственные Ф.э. находятся в единой государственной системе, включая Федеральный Ф.э. РФ, субъектов РФ и местные Ф.э.;… … Словарь черезвычайных ситуаций

Книги

  • Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования , Колесникова Кира Владимировна. Механизм финансирования экологически значимых мероприятий, сложившийся в 90-х гг. XX в., упразднен. С 2000 г. ведутся непрерывные попытки выработки алгоритма бюджетногофинансирования в…
  • Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования Монография , Колесникова К.. Механизм финансирования экологически значимых мероприятий, сложившийся в 90-х гг. XX в., упразднен. С 2000 г. ведутся непрерывные попытки выработки алгоритма бюджетногофинансирования в…