С чего начать разработку сбалансированной системы показателей. Стратегические ориентиры развития энергетической инфраструктуры региона Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества: субъекты инновационного развития

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие стратегии развития предприятия. Анализ среды и формулирование миссии организации. Оценка деятельности ООО "Стин". Анализ влияния эффективности выбранной стратегии на результат финансовой деятельности. Описание продукции, рынка сбыта, конкурентов.

    дипломная работа , добавлен 18.04.2015

    Организационно-экономическая характеристика предприятия. Стратегия предприятия и методы её построения. Определение миссии и целей организации. SWOT-анализ и анализ конкурентной среды предприятия. Формулировка общей стратегии развития преимуществ.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2011

    Понятие, виды, цели и принципы процесса бенчмаркинга, результаты его практического применения. SWOT–анализ деятельности, анализ внутренней и внешней среды организации, определение её миссии и целей. Формулировка и реализация стратегии развития фирмы.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2014

    Описание основных конкурентных стратегий развития предприятия. Анализ позиции на рынке, глобального окружения, силы соперничества, стратегических ресурсов компании и выявление устойчивых конкурентных преимуществ для формирования стратегии роста фирмы.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Стратегические подходы к развитию организации. Анализ деятельности ООО "Лоджистик". Оценка перспектив развития предприятия. Определение привлекательности стратегических направлений деятельности и их обоснование. План по реализации стратегии развития.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2015

    Общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления. Краткая характеристика деятельности предприятия ТЦ "АвтоРим", анализ финансового состояния. Выбор стратегии развития фирмы, стадии её выполнения.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Понятие о системе базовых стратегий роста и развития. Организационно–экономическая характеристика корпорации. Анализ сильных и слабых сторон. Стратегии роста и развития корпорации. Стратегии и структуры холдинговых компаний. Стратегический менеджмент.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2008

    Теоретические аспекты, понятие и сущность стратегии развития предприятия, разработка стратегических альтернатив. Анализ среды и формулирование миссии организации, типы стратегий развития, оценка выбранной стратегии. Стратегия финансового планирования.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010

1. Государственная политика в области образования (ГПО)

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции. При этом возможность получения качественного образования – важнейшая жизненная ценность граждан, главный фактор социальной справедливости и стабильности.

Основные направления развития образования:

1. Системы дошкольного образования – повышение гибкости и многообразия форм предоставляемых услуг.

2. Системы общего образования – индивидуализация, ориентация на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.

3. Системы профессионального образования – расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

4. Системы высшего профессионального образования – вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования.

5. Системы непрерывного образования – внедрение национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ.

6. Равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образоват. услуги, к образоват. инфраструктуре и государственному финансированию.

Стратегическая цель ГПО – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Приоритетные задачи ГПО.

1. Обеспечение инновационного характера базового образования, в т.ч:

обновление структуры сети образовательных учреждений, в частности, формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;

обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;

развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;

обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.

2. Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, которая обеспечивала бы:

раннее развитие детей независимо от места проживания, состояния здоровья и социального положения;



доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями;

выявление и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

использование образовательных кредитов.

3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включающей:

внешнюю независимую сертификацию профессиональных квалификаций;

поддержку потребителей услуг непрерывного профессионального образования, корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

поддержку организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;

непрерывное образование военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

4. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей путем создания:

прозрачной системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность и достоверность информации;

условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;

прозрачной и объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;



механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Некоторые целевые ориентиры развития системы образования:

к 2012 году:

перевод всех учреждений общего образования и не менее 50 процентов учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование;

переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульных принципов построения, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании;

создание в образовательных организациях органов самоуправления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);

к 2020 году:

формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, при них – 10–12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи;

доля доходов российских университетов от НИР и НИОКР – не менее 25 %;

усиление позиций РФ на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах – не менее 10 % объема финансирования системы образования, доля иностранных студентов – до 5 % от общего числа);

увеличение доли средств на научные исследования в вузах до 30 % от их общего объема;

использование образовательных кредитов не менее чем 12 % студентов;

создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 % граждан трудоспособного возраста ежегодно;

введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, прохождение итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах;

обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;

расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;

показатели качества образования в российских образовательных учреждениях – в начале рейтинг-листа международных сопоставительных исследований.

Все это потребует увеличения общих расходов на образование с 4,8 % от ВВП до 7 в 2020 году, в т.ч. бюджетных – с 4,1 % до 5,5–6.

Стратегические ориентиры развития системы образования

в Ненецком автономном округе


Во исполнение указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительство Российской Федерации, профильные министерства готовы к запуску национальных проектов, в том числе в сфере образования.

Национальный проект «Образование» включает в себя несколько федеральных проектов, на основе которых формируются региональные направляющие: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современные родители», «Цифровая среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность».

Проект «Образование» носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер, которого:

создание новых мест в образовательных организациях, безбарьерная среда для инклюзивного образования;

совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных , в том числе программами технической и естественнонаучной направленности, в том числе на селе;

расширение деятельности центров методической, родителям;

увеличение доли школьников, успешно продемонстрировавших высокий уровень владения цифровыми навыками;

создание центра опережающей профессиональной подготовки и аккредитационного центра профессионального мастерства работников системы образования;


формирование системы непрерывного обновления гражданами , включая овладение компетенциями в области цифровой экономики;

развитие наставничества, поддержка общественных инициатив и проектов.

Достижение федеральных целевых индикаторов в рамках реализации национального проекта «Образование» запланировано к 2024 году.

Работа по перечисленным выше направлениям предстоит кропотливая и системная, каждому из вас предстоит внести профессиональный вклад в общее дело по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования. Только обеспечив высокое качество обучения в каждой образовательной организации региона, переподготовку и повышение квалификации каждого педагога мы достигнем заданного уровня развития.

Новое «строительство», достижение новых целей мы начинаем не на пустом месте, региональной системе образования есть чем ответить столичным коллегам, решение плановых и стратегических задач, которые мы ставим ежегодно, приносит свои плоды.

Несмотря на существующие объективные трудности сегодня в регионе совершенствуется инфраструктура учреждений образования:

В 2017-2018 годах введены в эксплуатацию современные здания школ в с. Нижняя Пёша на 110 мест, в п. Красное на 300 мест, в с. Тельвиска на 100 мест и нового здания детского сада «Ромашка» на 220 мест в г. Нарьян-Маре;

на сегодня обеспечен 100% охват государственных образовательных организаций региона независимой оценкой качества условий осуществления ;

в трех школах округа реализуются программы углубленного изучения отдельных предметов, в двух школах – программы кадетского воспитания, в семи - осуществляется деятельность региональных ресурсных площадок по актуальным направлениям развития образования;

реализуется региональный проект «Образование для населения, ведущего кочевой образ жизни в НАО» (кочевой детский сад).

Регион поэтапно входит в цифровое образовательное пространство:

функционирует «Электронное образование», учителя активно внедряют электронные средства обучения, школьники и родители привыкают к электронному образовательному контенту;

с 2017 года в школах, расположенных в городской местности, внедрена система электронных дневников и электронных журналов;

осуществляется подготовка к внедрению регионального проекта «Цифровое образовательное кольцо», в первом полугодии 2018 года реализована пилотная стадия проекта, в которой приняли участие 20% школ округа;

в региональный центр развития образования приобретен мобильный компьютерный класс для организации дистанционного обучения детей и взрослых;

решается вопрос о поэтапном обновлении компьютерного оборудования в школах округа;

утвержден и готов к реализации региональный комплексный план по обеспечению обучающихся.

Особая роль на всех уровнях образования отводится выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи:

школа № 1 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов имени вошла в ТОП-200 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся, школа №3 - в ТОП-100 школ социально-гуманитарного профиля;

осуществляется сотрудничество с федеральными и всероссийскими детскими центрами «Артек», «Орлёнок», «Смена», «Океан»;

функционируют ресурсные площадки по актуальным и перспективным направлениям развития и поддержки одарённых детей на базе четырех школ округа;

ведется активная работа по открытию регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта и науки в сотрудничестве с Образовательным центром «Сириус»;

реализуется система конкурсных, олимпиадных и иных мероприятий для детей;

услуги в сфере дополнительного образования получают 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории округа (в том числе, 87 % - в организациях дополнительного образования, 13 % - в общеобразовательных учреждениях).

В округе активно совершенствуется профессиональное образование:

регион второй год подряд принимает участие в мероприятиях федерального приоритетного проекта «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»).

профессиональные образовательные организации приступили к внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям и специальностям по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования (ТОП-50);

впервые в 2017-2018 учебном году осуществлен набор трех групп, обучающихся на условиях принципа софинансирования (80 % окружной бюджет, 20 % - работодатели или обучающийся (родитель/законный представитель));

региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) набирает ускорение:

  • расширен перечень компетенций, в 2018 году чемпионат проведен по пяти компетенциям: «Поварское дело», «Предпринимательство», «Ветеринария», «Медицинский и социальный уход», «Физическая культура и спорт»,
  • увеличилось количество участников чемпионата,
  • впервые в рамках чемпионата проведены соревнования юниоров;

регион впервые принял участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на участие в пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, пилотная апробация демонстрационного экзамена прошла в регионе в июне 2018 года по четырем компетенциям, к экспертной оценке были привлечены работодатели.

В целях повышения качества среднего профессионального образования, устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров утверждена Программа модернизации профессиональных образовательных организаций Ненецкого автономного округа на 2018-2020 годы.

Традиционно доклад на августовской конференции заканчивался постановкой задач на предстоящий учебный год. Сегодня эти задачи согласуются с Указом Президента Российской Федерации:

Продолжение строительства объектов образования: ясли-сада в г.Нарьян-Маре, детского сада в с.Несь, школы-сада в п. Нельмин-Нос, школы в п. Индига, в г.Нарьян-Маре, п. Искателей; реализация проекта «Современная школа»;

Заключение соглашения с Образовательным центром «Сириус» по созданию центра по работе с одаренными детьми, реализация проектов в системе дополнительного образования технической направленности, развитие детско-юношеского туризма, совершенствование системной работы с одаренными детьми, реализация проекта «Успех каждого ребенка»;

Принятие мер по созданию условий для получения детьми с инвалидностью и детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования на всех уровнях образования: дошкольное, общее, профессиональное и дополнительное; просвещение родителей, реализация проекта «Современные родители»;

Поэтапное формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, реализация проекта «Цифровая среда»;

Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей школ, внедрение новой системы аттестации учителей, участие в реализации федерального проекта «Учитель будущего»;

Поэтапное наращивание масштаба движения «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия), участие в реализации федерального проекта «Молодые профессионалы»;

Организация повышения квалификации работников образовательных организаций региона, участие в реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого»;

Развитие наставничества, добровольческой (волонтёрской) деятельности, реализация проекта «Социальная активность».

Основные документы, определяющие стратегические задачи:

  • Указ Президента РФ № 000 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • Государственная программа «Развитие образования Ненецкого автономного округа».

Именно эти документы продолжают быть основой для анализа результатов работы и постановки задач на новый учебный год в каждом образовательном учреждении.

Приоритетами на ближайшие годы являются: полноценное формирование новой системы поиска и поддержки талантливых детей, превращение образовательной организации в центр жизни, а не только в место, где учат и воспитывают детей.

Предметом особого внимания сегодня должно стать повышение эффективности как учебной, так и , и прежде всего, гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, их социализации и профессиональной ориентации.

Уважаемые коллеги! Впереди новый учебный год! Для одних - это первый учебный год, для других – он имеет свой счёт.

Любое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, воспитателей, учителей, других работников. Мы вместе должны сделать всё, чтобы ребёнку в любом образовательном учреждении было комфортно, безопасно, чтобы в свою школу или детский сад он шёл с радостью. Мы должны создать атмосферу доброты, уважения ко всем участникам образовательного процесса. Хотя прекрасно сознаём и понимаем, что есть проблемы, но, вместе с тем, коллеги, мы должны переступить через все сложности ради одного – ради личности ребёнка.

Я поздравляю всех присутствующих с новым учебным годом, желаю вам творческих поисков и удач в вашей благородной педагогической деятельности.

С наступающим Днем знаний! Здоровья, профессионального роста, успехов!

Руководитель Департамента

образования, культуры и спорта

Ненецкого автономного округа

СПРАВОЧНО:

По состоянию на 1 сентября 2018 года функционирует 56 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, из них:

22 детских сада (11 – в городской местности, 11 – в сельской), в них детей – 3129 чел., работников 971 чел., в том числе 445 педагогов;

26 школ (8 – в городской местности, 18 – в сельской), в них 6 958 детей, в том числе 505 дошкольного возраста, 6 480 – школьного возраста, 1 638 работников, в том числе 753 педагога, из них 507 учителей;

3 профессиональные образовательные организации, в них 1 069 студентов, 251 работников, в том числе 91 педагог;

3 организации дополнительного образования, которые посещают 5 313 детей, трудятся 166 работников, в том числе 122 педагога;

Итого детей дошкольного возраста 3 634 чел., школьников 6 480 чел., студентов 1 069 чел. – всего 11 183 чел.

С целью формирования стратегии экономического развития в г.Одессе создан экспертный комитет, в состав которого вошли: представители проекта «Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность» Агентства США по международному развитию (USAІD), местные предприниматели, органы местного самоуправления и сотрудники Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины.

Члены Экспертного комитета по экономическому развитию приняли участие в опросе предпринимателей г.Одессы. Среди респондентов были: представители крупных работодателей Одессы, малых и средних предприятий, которые работают как в промышленном секторе, так и в сфере торговли и услуг. Целью опроса было узнать об отношении респондентов к городу, о проблемах, которые они считают наиболее серьезными, об их ожиданиях и планах на будущее. Среди вопросов анкеты были история и статус предприятия, характер бизнеса, рабочая сила и персонал, информация о размещении предприятия, услуги, которые предоставляются органами власти и отношения с ними, а также привлекательность ведения бизнеса в городе.

До 11 февраля 2010 года анкеты заполнили 51 предприятие. На опрашиваемых предприятиях работает 30237 человек. Если учесть, что всего в городе насчитывается 291,6 тыс. наемных работников, то фактически опрошены работодатели 15,8% наемных лиц, что свидетельствует о низкой степени сотрудничества админресурса и предпринимателей г.Одессы. Тем не менее, согласно опроса, предприятия динамично развиваются и репрезентируют значительную часть местной экономики, что дает возможность сравнить результаты этого опроса с результатами аналогичных опросов, проведенных в других городах Украины.

Для отдельных руководителей предприятий, отличающихся высокой рыночной активностью и сильным менеджментом характерна осторожность и умалчивание об основных, конечных экономических результатах деятельности предприятия, что позволяет изначально отметить непрозрачность современного отечественного менеджмента.

Для повышения достоверности и полноты ответов респондентам предоставили возможность не делать ссылок на конкретные предприятия и место их нахождения. Правом "инкогнито" воспользовались свыше 90% респондентов. Это наивысший показатель среди всех прежде опрошенных городов Украины. Руководители убыточных или недостаточно успешных предприятий самоисключились из процесса анкетирования.

Одесса, как и вся Украина, ощутила влияние финансово-экономического кризиса. Согласно опроса 53% респондентов прогнозируют отрицательную динамику сбыта в 2010 году от -3,5% вплоть до - 90% (в среднем на 36%). Почти 6% надеются завершить 2010 год на уровне 2009 года. И лишь 39% опрошенных прогнозируют в 2010 году незначительный рост объемов сбыта, от 1% до 65% (в среднем на 21%).

Среди факторов «отрицательного влияния» на текущее и будущее развитие бизнеса респонденты назвали "общую экономическую ситуацию" и "недоступность финансирования". При этом для малых предприятий, по сравнению со средними, намного большим препятствием для развития является фактор "отношение местной власти".

Для всех опрошенных предприятий города средний объем сбыта на одного работника, находится на уровне свыше 472,9 тыс. грнгод. Этот показатель является существенно выше, чем средние показатели по другим городам Украины.

Недостаток квалифицированной рабочей силы даже сегодня в условиях финансово-экономического кризиса и, вызванного им высвобождения трудовых ресурсов, является существенной проблемой, которую ощущают 46% предприятий, еще 26% ожидают возникновения кадровой трудности в будущем. У 28% предприятий такой проблемы нет. Такая ситуация на рынке труда в перспективе (после завершения кризисного периода) угрожает быстрым ростам спроса на квалифицированные кадры.

Возможность «территориального» расширения в Одессе имеют 28 предприятий. Недостаток недвижимого имущества для расширения указали 23 предприятия. В то же время, 5 из опрошенных предприятий города полностью готовы предоставить в аренду или продать часть своих помещений, а 16 рассматривают такую возможность в будущем. В преобладающем своем большинстве предприятия не готовы продавать или сдать в аренду излишки имущества.

На вопрос: «Что можно сделать, чтобы поощрить Вас остаться в городе?» ответы дали 5 респондентов: не мешать, улучшить конкурентную среду, снизить все налоги, снизить расходы на разрешительные и контролирующие органы, предоставить льготные тарифы на энергоносители и льготное финансирование.

Намеренности предпринимателей относительно перспектив инвестирования (даже не смотря на влияние финансово-экономического кризиса) довольно оптимистичными. 45% респондентов указали, что в ближайшие 1-3 года они планируют инвестировать в развитие бизнеса свыше 10637 млн. грн. и создать более 2400 рабочих мест.

Предприниматели города также определили свои приоритеты относительно сфер муниципальных услуг в которых они хотели бы видеть улучшение в кратчайшие сроки. По мнению 20% респондентов города, в первую очередь, должны предоставлять более активную поддержку малым и средним предпринимателям, 17% желают улучшения сферы общественного транспорта, 16% - развития городской инфраструктуры (газ, вода, канализация и т.п.), 12% - активизации жилищного строительства, улучшения в сфере охраны правопорядка, лицензирования и предоставления разрешений на ведение бизнеса, предоставления зданий и земельных участков.

Результаты оценки работы респондентов с органами власти и должностными лицами демонстрируют относительно низкий уровень контактов предпринимателей с большинством органов власти и управления, а также организациями, которые поддерживают бизнес.

Почти треть опрошенных предприятий считает Одессу отличным местом для ведения бизнеса, еще свыше 40% оценивают город на "хорошо". По сравнению с другими городами Украины респонденты Одессы дали своему городу более высокие оценки.

Анализ результатов опроса, направленных на формирование стратегии экономического развития г.Одессы позволил выделить приоритетные направления ее реализации: развитие коммунальной инфраструктуры, развитие инфраструктуры бизнеса, привлечение инвестиций, развитие туризма.

Проект
12.03.2008

КОНЦЕПЦИЯ

ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва

Март, 2008 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Для достижения этой цели в Концепции решаются следующие задачи:

оценка достигнутого уровня развития российской экономики;

характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития, с учетом основных вызовов предстоящего периода;

определение стратегии – способов, направлений и этапов - достижения поставленных целей;

определение целей, целевых индикаторов, приоритетов и основных задач долгосрочной экономической политики в отдельных сферах экономики;

определение целей и приоритетов внешнеэкономической политики;

определение параметров пространственного развития российской экономики, целей и задач территориального развития в долгосрочной перспективе.

1. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития

1.1. Итоги х годов: возвращение России в число мировых экономических держав

В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе .

обеспечение технологического лидерства по ряду важнейших направлений;

формирование комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;

модернизацию традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

В то же время, отставание в развитии новых технологий последнего поколения может резко снизить глобальную конкурентоспособность российской экономики и отбросить ее на периферию мирового развития.

Третий вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития .

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, для чего необходимы:

· стабилизация численности российского населения и занятых в экономике на основе эффективного регулирования миграции и изменения образа жизни людей, повышения здоровья нации и уровня социального оптимизма;

· эффективно функционирующие отрасли, определяющие качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор) высокие стандарты жизни населения;

· превращение среднего класса российского общества в его доминирующую силу, сокращение социального неравенства;

· достижение уровня развитых стран по производительности труда, которая будет определяться не столько «фондовооруженностью» периода индустриального развития, сколько уровнем образования и креативностью самого человека;

Четвертый вызов, порожденный преимущественно внутренними, а не глобальными факторами – это исчерпание источников экспортно-сырьевого развития , базирующихся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов – рабочей силы, топлива, электроэнергии. Причем кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики может быть значительно ускорен в случае замедления роста мирового спроса на углеводороды в связи с активным развитием альтернативных видов топлива и энергии и торможением роста экономик Китая и Индии.

Обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению экономического роста и нарастающему отставанию от ведущих стран.

Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем . Среди важнейших из них:

высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации ;

сохранение высокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе, высокий уровень коррупции и административных барьеров, недостаточная защищенность прав собственности, запутанная система земельных отношений , низкая корпоративная культура;

слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

низкий уровень конкуренции на целом ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;

недостаточное развитие национальной инновационной системы, слабая взаимосвязь образования, науки и бизнеса.

Решив за последние годы задачи создания институциональной основы рыночной экономики и посткризисного восстановления производства, обеспечив макроэкономическую стабильность, Россия, с одной стороны, получила возможность ставить амбициозные стратегические цели развития на основе использования вновь открывающихся возможностей, с другой - оказалась перед необходимостью решения как остающихся острых проблем, так и преодоления отмеченных долгосрочных вызовов.

1.3. Целевые ориентиры

Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП.

Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия.

· Выход России на стандарты благосостояния развитых стран . Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,7 тысяч долларов США в 2006 году (42% от среднего уровня ОЭСР) до 30 тысяч долларов в 2020 году (70%) и около 50 тысяч долларов в 2030 году. Средняя ожидаемая продолжительности жизни возрастет до 75 лет.

· Высокое качество и комфортные условия жизни населения . Будет обеспечена всеобщая доступность услуг образования и здравоохранения, соответствующих уровню наиболее развитых стран, средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 30-35 кв. м. на человека (или около 100 кв. м. на среднестатистическую семью),

· Благоприятная среда обитания человека . Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой снизится с 43% в 2007 году до 14% в 2020 году;

· Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности. Доля среднего класса к 2020 году превысит половину населения;

· Инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Россия должна занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров (не менее 10 процентов) и интеллектуальных услуг по 4-6 и более крупным позициям. Будут сформированы условия для массового появления новых компаний во всех секторах экономики и в первую очередь в секторах «экономики знаний»;

· Лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, в том числе за счет географической и продуктовой диверсификации поставок, превращения России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков.

· Создание разветвленной транспортной сети , обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг.

· Лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, превращение в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве мирового финансового центра.

· Новая модель пространственного развития России на основе формирования новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства.

· Гарантированная реализация конституционных прав граждан , включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности.

Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития . Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.

Инновационный путь развития позволяет повысить социальную устойчивость и справедливость в обществе, так как выигрыш от экономического роста получает не только узкий слой общества, участвующий в присвоении рентных и экспортных доходов, но и основные социальные группы, связанные с развитием инфраструктуры, аграрного комплекса, базовых отраслей промышленности и сферы производства самого человека. В этом случае усиление социальной ориентированности экономического развития опирается на повышение национальной конкурентоспособности и эффективности, а не на перераспределение имеющегося богатства и социальную конфронтацию.

Инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Это рост на основе:

· диверсификации экономики , в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП – не менее 2-3 процентных пунктов (2006 год – 1,3);

· повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (в отдельных ведущих секторах в 3-5 раз), а энергоэффективность – в 1,6-1,8 раза;

· высокой инновационной активности компаний , связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), а инновационной продукции в объеме выпуска – до 25-35% (2005 год – 2,5%);

· активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности . Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП в 2020 году (2006 год – 1 % ВВП);

· повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования , что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 2700 долларов США (2007 год – 526 доллара США);

· опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Расходы на образование за счет государственных и частных источников – 5,5-6% ВВП в 2020 году (2006 год – 4,6%), на здравоохранение - 6,5-7% ВВП в 2020 году (2006 год – 3,9 %), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.

1.4. Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития

Особенность перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста связан с формированием и нового механизма социального развития. Одно из внутренних противоречий сложившейся модели роста состоит в том, что значительный, опережающий увеличение ВВП, рост доходов и благосостояния населения во многом опирается на присвоение природной ренты – сверхдоходов от экспорта углеводородов и сырья. Такой рост благосостояния неизбежно сопровождается усилением экономической дифференциации населения, нарушением принципов социальной справедливости, критически важных для российского общества. При этом, объективно растут социальные запросы разных социальных групп, в том числе, и не участвующих в распределении и присвоении природной ренты. Снятие этого противоречия требует формирования новых механизмов социального развития, сбалансированных с ресурсными возможностями экономики и ее инновационной эффективностью. Основа такого баланса – соединение предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Такой подход требует реализации комплексных, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам, преобразований по следующим направлениям перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.

Первое направление – развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития:

преодоление сложившихся негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышения уровня и качества жизни в целом;

формирование условий для устойчивого роста заработной платы сбалансированной с повышением производительности труда и качества рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;

укрепление связи трудовых пенсий с заработной платой, повышение пенсий, с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений, до уровня, обеспечивающего достойный уровень жизни пенсионеров;

обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры на основе глубокой структурной и технологической модернизации этих сфер;

переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех; развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально-ответственной личности;

обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства , формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;

создание эффективной адресной системы поддержки бедного населения и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;

создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа

улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, снижение уровня преступности;

обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, трудовых и предпринимательских ценностей.

Второе направление – создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику:

создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;

поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях (стартапов), стимулирование развития малого бизнеса;

снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет развития финансовых институтов, обеспечения макроэкономической стабильности, защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства ;

улучшение доступа компаний к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;

повышение договороспособности компаний и транспарентности ведения бизнеса, в том числе, на основе самоорганизации предпринимательского сообщества;

обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.

Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития :

формирования национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированную с высшим образованием систему научных исследований и разработок, гибко реагирующую на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности , механизмы стимулирования инноваций и другие;

формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям и, на этой основе, встраивание России в глобальный оборот высокотехнологичной продукции и технологий;

создание центров глобальной конкурентоспособности в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и «экономику знаний»;

содействие повышению конкурентоспособности отраслей экономики с использованием механизмов государственно-частного партнерства, создания территориально-производственных кластеров, поддержки экспорта высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области;

обеспечение отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силы;

Четвертое направление – закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов):

обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и продуктовая диверсификация энергетического экспорта;

развитие крупных узлов международной энергетической инфраструктуры на территории России, основанных на использовании новых энергетических технологий;

формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;

укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны,

реализация водного потенциала российской экономики - вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России, способствующее изменению мировой структуры потребления пресной воды, при обязательном соблюдении природоохранных требований;

реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутренних рынках продукции животноводства.

Пятое направление – расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда:

расширение возможностей реализации сравнительных преимуществ России на внешних рынках и использования возможностей глобализации для привлечения в страну капиталов. технологий и квалифицированных кадров;

поэтапное формирование интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, включая превращение России в один из мировых финансовых центров;

выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающее устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;

усиление роли России в решении мировых глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка.

Шестое направление – переход к новой модели пространственного развития российской экономики:

формирование новых центров социально-экономического развития в Поволжье и на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;

выравнивание условий социально-экономического развития регионов страны, сокращение избыточной экономической дифференциации территорий, преодоление зон отсталости и низкого уровня жизни на территории России;

укрепление системы стратегического управления региональным развитием , обеспечивающим повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей.

1.5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества: субъекты инновационного развития

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством , направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы , повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции - поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса , но не должно подменять бизнес собственной активностью.

В целях перехода к инновационному социально-ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами :

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества,

снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

Основные приоритеты социальной и экономической политики на данном этапе включают:

в области развития человеческого потенциала :

· принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленные на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;

· выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение отраслевых систем оплаты труда ,

· решение социальных проблем военнослужащих;

· преодоление проблемы бедности пенсионеров и создание условий для долгосрочной устойчивости пенсионной системы;

· структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;

· создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

в области создания высококонкурентной институциональной среды :

· развитие конкурентных рынков товаров и услуг, капитала, рабочей силы;

· либерализация экономической среды, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, налаживание институтов государственно-частного партнерства;

· создание эффективного государства, снижение уровня коррупции;

· поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5-6% в год к концу периода;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития :

· завершение формирования национальной инновационной системы, модернизация фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования ;

· содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

· содействие повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов , автомобилестроение , пищевая промышленность), направленное на рационализацию импорта и увеличение экспорта продуктов переработки;

· содействие развитию малого и среднего бизнеса.

в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях :

· преодоление дефицита энергетических мощностей, завершение реформы электроэнергетики , развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли;

· завершение крупномасштабных проектов в области добычи, переработки и транспортировки углеводородов, направленных на обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;

· создание основных элементов опорной транспортной сети, повышение качества и снижение издержек транспортных услуг для населения и бизнеса;

в области укрепления внешнеэкономических позиций России :

· формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая, в том числе, гармонизацию законодательстви и правоприменительной практики;

· расширение взаимных инвестиций, в том числе со странами евразийского экономического пространства для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности факторов производства;

· развитие устойчивых производственных кооперационных связей со странами-технологическими лидерами, в том числе в целях осуществления совместных проектов выхода на глобальные рынки;

· завершение процесса присоединения к ВТО и создание инфраструктуры полноценного участия России в этой организации, вступление в ОЭСР;

в области сбалансированного пространственного развития :

· создание новых очагов развития на Юге России, в Восточной Сибири и Дальнем Востоке, связанных с комплексной переработкой сырья, развитием рекреационной инфраструктуры;

Целевые макроэкономические индикаторы первого этапа

(2012 год к 2007 году, % )

Рост валового внутреннего продукта

Рост производительности труда

Снижение энергоемкости ВВП

Рост инвестиций в основной капитал

Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП

Расходы на образование на конец периода, % к ВВП

Расходы на здравоохранение на конец периода, % к ВВП

Второй этап (годы) рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био - и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики