1 из 19
Презентация - Развитие творческих способностей дошкольников
Текст этой презентации
МБОУ СОШ № 6
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(из опыта работы групп дошкольного образования) Смирнова Елена Владимировна, методист дошкольного образования
2015 год
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова" г. Великие Луки
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ –ФУНДАМЕНТ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Обществу нужны личности инициативные, способные нестандартно мыслить, готовые к активности творческого характера,
создающие креативные продукты своей деятельности.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Способность нестандартно мыслить; Готовность к активности творческого характера; Развитие инициативы, любознательности, находчивости;
Креативные продукты деятельности; Эстетическое и позитивное отношение к миру.
ЭТАПЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Формирование замысла Осуществление идеи 3. Анализ творческой работы
УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
Предметно- пространственная развивающая среда
2. Игровой сюжет НОД
3. Создание ситуации успеха
4. Готовые творческие задания 5. Создание ситуации творческого поиска
6. Создание атмосферы вдохновения
7. Выбор художественных материалов и техник
8. Разнообразие пережитого опыта
Направления развития познавательных интересов:
а/ постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта новыми знаниями о различных областях деятельности;
б/ постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
9. Позитивное отношение к творчеству ребенка
Радость знания;
Радость открытия;
Радость творчества;
Удовлетворенность похвалой 10. Воспитатель –творческая личность!
Цель: развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности
Задачи
Совершенствовать и углублять изобразительные навыки
Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка, используя в работе различные техники
Обучать приёмам нетрадиционным способам техники с использованием различных материалов
Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества
Формировать эстетическое отношение к окружающему. Воспитывать художественный вкус
НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ - с детьми (совместная и самостоятельная деятельность); - с педагогами (консультации, мастер-классы, практикумы) - с родителями (выставки, конкурсы, «дни открытых дверей», совместные мероприятия)
КРУЖКИ
«Лепилки-мастерилки» (воспитатель Царева Т.С.)
«Озорной карандащ» (воспитатель Иванова С.И.)
«Радуга красок» (воспитатель Иванова С.И.)
Изо-студия «Капелька»
(учитель ИЗО Смирнова Р.В.)
КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ
а/ выбор тематики;
б/ обучение техникам;
в/ стимулирование самостоятельности и проявлений творчества
Творческая деятельность
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Обучающая деятельность
Познавательная
деятельность
Цели моей работы: - Развитие творческих способностей детей и их сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпимости и взаимопомощи; -Познакомить и увлечь детей разнообразием материалов для творчества; - воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Основные задачи: 1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов) 2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно- действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать) 3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов. 4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания. 5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений. 6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.
Актуальность моей работы заключается в том, что она предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. Новизна заключается в «погружении» в мир поделок: занятия состоят из теории, а на завершающем этапе – изготовлении изделия.
Принципы работы: - цикличность. Этот принцип помог мне правильно спланировать работу. -Систематичность и последовательность. Такие принципы помогли построить циклы по определённой последовательности. - Принцип гуманизации педагогического процесса, в основе которого лежит убеждённость в возможностях каждого ребёнка. - Принцип индивидуализации развития. - Принцип координации подходов к обучению и воспитанию в условиях детского сада и семьи.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям: вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением. При работе в данном направлении использую различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Оформляю папки - передвижки, выпускают информационные листы для родителей. обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;
Ожидаемые результаты - учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий
Оценка планируемых результатов освоения программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки могут быть: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
МАДОУ «Детский сад № 56», г. Березники, Пермский край
Презентация
«Развитие творческих способностей дошкольников
посредством театрал изованной деятельности »
Подготовила: Атаманова Татьяна Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории
2016 год
Театр, словно чародей - волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля
Театрализованная деятельность
Театрализованная деятельность – это востребованный и очень важный вид детского творчества. Занятия театрализованной деятельностью имеют игровую природу, поэтому они способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Театрализованная деятельность является уникальным по комплексности воздействия средством развития нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических, коммуникативных качеств дошкольника.
Театрализованная деятельность многогранна, осуществляется в различных формах:
театрализованные представления, спектакли,
утренники с элементами театрализации,
но чаще в ДОУ применяются театрализованные игры.
Преимущества театрализованной игры:
- не требует обязательного присутствия зрителя;
- не всегда предполагает четкий сценарий, атрибутики (костюмы, декорации и т.п.),
- достаточно внешнего, условного подражания, следования определенной роли, сюжету.
Театрализованная игра
Театрализованная игра - разыгрывание в ролях
определенного литературного произведения,
отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Театрализованные игры
- способствуют развитию проявлений детской любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия;
- развивают образное ассоциативное мышление, способность к импровизации;
- совершенствуют настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, что способствует формированию у дошкольников волевых черт характера (М. Кудейко)
Театрализованные игры делятся:
драматизации и режиссерские
Игра - драматизация
В играх-драматизациях ребенок,
исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ
с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки
Режиссерская игра
В режиссерской игре «артистами»
являются игрушки или их заместители.
Ребенок, организует деятельность
как «сценарист и режиссер»,
управляет «артистами», озвучивая героев
и комментируя разные средства
вербальной выразительности.
Классификация режиссерских игр
в соответствии с разнообразием театров:
- Настольный театр игрушек
- Настольный театр картинок
- Фланелеграф
- Теневой театр
- Театр кукол Бибабо
- Пальчиковый театр
- Театр марионеток
Театральная азбука
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом
Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения
Актер – исполнитель ролей в театральных представлениях
Антракт – перерыв между действиями спектакля
Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля
Афиша –объявление о представлении
Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу(поредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. д.) внешности, необходимой актеру для данной роли
Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия
Диалог – разговор между двумя или несколькими актерами
Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли
Создание развивающей среды
по театрализованной деятельности
(из опыта работы)
Куклы - Кувадки,
выполнены родителями
Театр кукол Бибабо,
выполнен родителями
Театр игрушек к сказке
«Золотой ключик»
Театр игрушек
к сказке «Зимовье зверей»
Настольный театр
к сказке « Репка»
Настольный театр
к сказке «Волк и семеро козлят»
Настольный театр
к сказке « Гуси – лебеди»
Театр Аппликация к сказке «Рукавичка», выполнен детьми
Театр Оригами к сказке «Теремок»
на втулках от туалетной бумаги,
выполнен детьми
Фланелеграф к сказке
«Петушок и бобовое зернышко»
Фланелеграф
к сказке «Бычок – смоляной бочок»
Фланелеграф к сказке
«Красная шапочка»
Фланелеграф к сказке «Лисичка –сестричка и серый волк»
Афиша и теневой театр к
«Сказке о глупом мышонке»
Афиша к сказке «Колобок»
Теневой театр
«Заюшкина избушка»
Пальчиковый театр к сказке
«Красная Шапочка»
Пальчиковый театр
к сказке «Золушка»
Пальчиковый театр
к сказкам «Животные»
Афиша к сказке
«Заюшкина избушка»
Живая картина к сказке «Колобок», выполнена родителями
Афиши к сказке «Теремок», выполнены детьми
Театр к сказке «Репка»,
из бросового материала, выполнен родителями
Театр на прищепках «Смешарики»
Театр на перчатках
Театр кукол - марионеток
Театр на магнитах к сказке «Колобок»
Театр картинок на пакетах
к сказке «Заюшкина избушка»
Театр «Королевство Математики»
Афиша к экологической сказке «Лесная история»,
выполнена детьми
Театр на тарелочках
к сказке «Снежная Королева»
Театр на тарелочках
к сказке «Дюймовочка»
Маски – шапочки к сказкам,
выполнены родителями
Маски – шапочки «Африка»,
выполнены детьми
Книжки – малышки к сказкам,
выполнены родителями
Книжки - сказки
Подарочная коробка – панорамка
к сказке «Золушка»
Настольно–печатные игры
к сказкам
Литература
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.В. Артемова – М.: Просвещение, 2007. – 132 с.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ, 2001. - 160 с.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
Cлайд 1
Автономное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 «Черепашка» «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного искусства» Воспитатель Раздобыдина Е. Н. г. РадужныйCлайд 2
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребенок, и тем больше возможности у ребенка преодолеть технические трудности рисования. Предоставить свободу развития ребенку – это значит, прежде всего дать ему знания о рисовании, о художниках (какими они были в детстве); освободить от сомнения в своих способностях, помочь ему сосредоточиться, обрести уверенность, дать ему возможность раскрыть задатки, которыми он обладает от природы. Ребенок рисует не для похвалы и не для выставки, а только для себя. Но каждому ребенку хочется, чтобы его рисунок увидели, похвалили.Cлайд 3
«Влюбить может только влюбленный, научить – умеющий, дать знания – знающий, воспитать культуру – человек, обладающий этой культурой сам». Приоритетные задачи, над которыми я работаю: 1. Развитие художественных способностей детей (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа); 2. Формирование основ эстетического восприятия.Cлайд 4
Работа в детском дошкольном учреждении по развитию художественно-творческих способностей детей строится на следующих принципах: - тщательный отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного), соответствующий возрастным особенностям детей; интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры); - активное включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную; - коллективные занятия с детьми, учитывая их индивидуальные предпочтения, склонности, интересы, уровень развития той или иной художественной деятельности; - включение выполненных детьми произведений в жизнь детского сада: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление выставок; - бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.Cлайд 5
Заколдованные картинки Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание.Cлайд 6
Выставка работ в группе В каждой группе есть постоянно действующая выставка детских работ. Все детские работы после учебного занятия вывешиваются, и родители могут видеть достижения своего ребенка. Смешивание красок Выполнение различных упражнений направлено на овладение и совершенствование умений и навыков детей в рисовании. Закрепление умения владеть карандашом, правильно держать кисть, смешивать краски на палитре.Cлайд 7
Коллективная работа «Во саду ли, в огороде» В коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы! Это требует тщательной подготовки, необходимо так распределить работу, чтобы каждому ребенку было интересно, каждый смог справиться со своей задачей и достичь высокого результатаCлайд 8
Работа в альбомах Дети работают в альбомах, прорисовывая элементы росписи различных видов народно-прикладного искусства – дымковская игрушка, гжель, хохлома, городецкая роспись. Смешивание техник Можно смешивать различные техники. Это становится доступным детям старшей и подготовительной к школе групп детского сада, когда они освоят изобразительные и выразительные возможности нескольких материалов.Cлайд 9
При организации кружка были определены этапы работы: 1) организация кружковой работы и создание условий; 2) составление годового плана работы и конспектов кружковых занятий; 3) подготовка к занятиям, оформление образцов; 4) проведение тематических выставок. «Наша Ярмарка» Выставки позволяют подвести итог о проделанной работе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством России.Cлайд 10
Кружок по рисованию «ГОРОД МАСТЕРОВ» Выставки оформляются в течение всего года по темам каникулярных недель и по плану кружковой работы.Cлайд 11
Выставка «Моя Югра» Учитывая региональные особенности культуры ХМАО, мы ввели в практику работы ДОУ знакомство детей с творчеством обско-угорских народов.Cлайд 12
В результате проделанной работы накоплен дидактический материал: разработана серия конспектов по ознакомлению детей с творчеством обско-угорских народов; иллюстрации и образцы изделий собраны в папку «Быт и традиции народов Севера»; оформлены образцы орнаментов. иллюстрации и образцы изделий, образцы орнаментов оформлены в каждой возрастной группе.Cлайд 13
«Наша Ярмарка» Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа – гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте.Cлайд 14
При организации выставок мы преследуем такие цели: способствовать развитию у детей эмоционально - образного восприятия и художественного вкуса; ребенок должен знать, что продукт его деятельности интересен и значим для других людей; повышение педагогической культуры среди родителей. Выставка коллективных работ Созданы все условия для оформления тематических выставок. Выставки разнообразны по форме, содержанию и назначению.Cлайд 15
Полочки красоты Работа по приобщению детей к искусству должна осуществляться в повседневной жизни детей. С этой целью в каждой группе есть полочки красоты. Они располагаются в удобном месте и на уровне глаз ребенка.Cлайд 16
Посещение выставок Цель посещения выставок – объяснить, что такое выставка, познакомить с жанрами в живописи.Cлайд 17
Перспективы развития системы учебно-воспитательной работы по изобразительной деятельности в ДОУ. 1. Совершенствовать созданную в ДОУ систему учебно - воспитательной работы по изобразительной деятельности: - интеграция педагогического процесса по ознакомлению детей с творчеством русского народа; - организация и проведение выставок по свободной самостоятельной деятельности; - разработать критерии оценивания знаний детей по изобразительному искусству. 2. Совершенствование созданных условий, способствующих формированию у детей изобразительных умений и навыков, развитию художественно-творческих способностей детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей: - совершенствование работы с полочками красоты; - приобретение крупных демонстрационных репродукций картин, предметов декоративно-прикладного искусства; - совершенствование организации свободной самостоятельной деятельности детей в группах. 3. Изучение современных материалов по изобразительной деятельности и внедрение их в практику изобразительной деятельности. 4. Совершенствовать взаимодействие с педагогами, родителями, социальными институтами детства в деле развития художественно- творческих способностей детей.Cлайд 18
Заключение Изучение проблемы творчества – одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом. Развитие художественно-творческих способностей ребенка протекает нормально, когда он осваивает «технологию» искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Педагогу важно знать, что наиболее важным в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребенку самостоятельно переносить свой опыт в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.