Экспортные субсидии. Зачем нужна компенсационная пошлина, что это такое Субсидии и компенсационные меры

Для стимулирования экспорта в практике международной торговли используются финансовые методы, значительная часть которых основана на прямом или косвенном субсидировании правительством национальных экспортеров. Применение финансовых методов в значительной степени ограничено, поскольку многосторонние договоренности в рамках ВТО считают их средством недобросовестной конкуренции на рынке. Однако большинство стран мира используют различные формы финансирования, которое осуществляется через усложненные схемы. Это позволяет снижать цену экспортных товаров и повышать за счет этого, их конкурентоспособность на мировом рынке. К источникам финансирования экспорта относятся: государственный бюджет; околоправительственные учреждения (банки, фонды, союзы); частные экспортеры; банки, обслуживающие частных экспортеров .

наиболее Распространенными финансовыми методами нетарифного регулирования являются: субсидирование; экспортное кредитование; специальные импортные процедуры. Рассмотрим их подробнее.

Субсидирование

Субсидии является обычным и широко распространенным инструментом реализации экономической политики правительств, который используется для решения широкого спектра проблем и достижения разнообразных целей, обусловленных особенностями социально-экономического развития стран. Они применяются для:

Выравнивание производственных, экономических и социальных условий отдельных регионов страны;

Поддержки занятости, содействие подготовке и переподготовке кадров и прогрессивным изменениям в структуре рынка труда;

Внедрение комплексных экономических и социальных программ, направленных на ускорение развития в развивающихся странах; содействие реструктуризации определенных секторов экономики с целью достижения целей социальной политики;

Поддержки научно-исследовательских программ; поддержки становления новых отраслей и экспортных производств, содействие привлечению инвестиций, развитию инфраструктуры и т.д.

Согласно с трактовкой, что приведенное в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (СКЗ), субсидия - это "финансовый вклад правительства и какого-либо государственного органа" и "льгота, полученная в связи с этим".

Субсидия - финансовая или иная экономическая поддержка в любой форме, осуществляется правительством стран - участниц внешнеторговых операций, и которая может предоставляться индивидуально, отдельной отрасли, отдельного региона или неопределенной группе лиц (физических или юридических) автоматически на основе объективных критериев.

Субсидирование обычно концентрируется в отдельных секторах, в результате государственные субсидии очень сильно влияют на международную торговлю некоторыми товарами. Традиционно наибольших масштабов субсидирования вступает в торговле сельскохозяйственными товарами.

Субсидии отличаются большим разнообразием с точки зрения механизмов осуществления поддержки, объектов субсидирования и законности их применения в соответствии с Соглашением СКУ. Классификацию субсидий приведены на рис. 6.3.

Наибольшее влияние на развитие международной торговли экспортные субсидии. Основная задача экспортных субсидий - расширение экспортных рынков, увеличении сбыта и искусственное повышение конкурентоспособности экспортных товаров, которое решается путем использования средств национального бюджета. То есть, субсидирование - это д экспортным секторам путем перераспределения средств плательщиков (населения и предприятия других отраслей) через госбюджет.

Таблица 6.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СУБСИДИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Вид субсидий

Характеристика

3 точки зрения механизмов осуществления поддержки

Прямые субсидии

Непосредственные выплаты экспортеру или производителю, обусловленные фактом совершения экспортной операции или производства товара. Они равны разнице затрат экспортера или производителя и полученного ими дохода

Косвенные субсидии

Форма скрытого дотирования экспортеров или производителей за счет предоставления им льготного кредитования, налоговых изъятий и льгот, возврата предварительно оплаченных пошлин, льготного страхования. Эти субсидии могут касаться как экспортных так и импортных товаров

Перекрестные субсидии

Дотирование одной отрасли или сектора экономики за счет другой отрасли или сектора с помощью мер государственного регулирования. Часто это осуществляется путем перераспределения средств между отраслями через механизм цен.

3 точки зрения держателей субсидий

Внутренние субсидии

Различные формы субсидирования производителей товаров, конкурирующих с импортом. Это наиболее замаскированное субсидирования

Экспортные субсидии

Бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по цене ниже, чем на внутреннем рынке, и увеличивать тем самым экспорт

3 точки зрения объекта субсидирования

Субсидирование затрат

Дотирование используемых материалов, затрат на зарплату, проведения исследований, создания и использования инфраструктуры

Субсидирование товара (продукта)

Прямые или косвенные субсидии, которые предоставляются в зависимости от объема производства или экспорта

Субсидирование потребления

Субсидирование использования отходов или местного сырья и компонентов

Субсидирование перестройки структурного производства

Субсидии на сокращение площадей под той или иной сельскохозяйственной культурой

Субсидирование отдельных регионов

Субсидии наиболее экономически отсталым в экономическом и социальном отношении регионам

3 точки зрения законности применения в соответствии с Соглашением СКУ

"Запрещены" субсидии"

Обусловлены показателями экспортной деятельности или преимущественным использованием отечественных товаров перед импортными. В отношении таких субсидий предусматривается специальный порядок урегулирования споров, основными чертами которого являются: ускоренное рассмотрение дела органом решения споров (ОРС) и безусловной отмены субсидий, признанных "запрещенных"

Вид субсидий

Характеристика

Субсидии, "которые дают основания для принятия мер"

В случае, если субсидии вызывают негативные последствия, а именно:

Вред национальной экономике импортирующего государства - члена ВТО;

- "исчезновение" или поражения выгод, которые прямо или косвенно изымаются государствами-членами по ГАТТ-94;

Серьезный ущерб интересам других государств - членов ВТО

Субсидии, "которые не дают оснований для применения мер*

Субсидии, которые не подпадают под одну из трех следующих категорий помощи:

Помощь на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (до 75 % от их стоимости после начала производства);

Помощь, которая предоставляется в рамках программ регионального развития;

Помощь, которая способствует адаптации имеющегося оборудования в новых экологических требований

Следствием предоставления экспортных субсидий является расширение продажи товаров на внешнем рынке при падении цен на него. Побочным эффектом экспортного субсидирования, если оно непосредственно осуществляется в зависимости от показателей экспорта, может быть рост цен на внутреннем рынке, которое происходит вследствие переключения ресурсов товара с внутреннего рынка на внешний.

Для страны-экспортера субсидирование - это дополнительные бюджетные расходы. От субсидирования всегда выигрывают производители экспортных товаров и экспортеров; экономика стран всегда терпит чистых потерь. Субсидирование фактически означает продажу товаров иностранным покупателям ниже уровня фактических затрат на их производство в стране-экспортере, то есть утечка средств из страны.

Перечень запрещенных экспортных субсидий согласно Приложения И Соглашения к СКУ включает следующее:

Прямые субсидии, которые зависят от результатов экспорта;

Схемы удержания валюты, включая выплату премий за экспорт;

Льготные внутренние расценки на транспортировку и фрахт при экспортных отгрузках;

Предоставление правительством, прямо или косвенно, товаров или услуг для использования в производстве экспортных товаров на условиях более выгодных, чем при предоставлении аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров или услуг для производства товаров для внутреннего потребления, если (в случае товаров) такие условия являются более выгодными, чем коммерческие условия, доступные экспортерам на мировом рынке;

Исключения (освобождение, уменьшение или отсрочка) с прямого налогообложения (например, налоги на заработную плату, на прибыль связан с экспортом, процентные выплаты, роялти, налоги на недвижимое имущество) или с социальных выплат;

Специальные отчисления, прямо связанные с экспортом или его показателями, которые превышают вычеты, предоставляемые в отношении производства для внутреннего потребления и которые применяются при расчете базы для начисления прямых налогов;

Исключение или уменьшение косвенных налогов (например, НДС, акцизы, налоги с продаж, налоги на оборот, франчайзинг, гербовые сборы и т.д.) по продукции, продаваемой на экспорт, если оно превышает такое освобождение или уменьшение по такой же продукции, что продается на внутреннем рынке;

Исключение или уменьшение или отсрочка уплаты кумулятивных косвенных налогов предварительной стадии, то есть налогообложение товаров и услуг, которые используются прямо или косвенно в производстве экспортных товаров, на разных последовательных стадиях производства;

Уменьшение или возврат сборов, связанных с импортом (например, тарифов или других сборов), если оно превышает такое уменьшение или возврат импортных сборов, которые взимаются с импортируемых материалов, что используются в производстве экспортных товаров;

Программы экспортных гарантий или страхования по привилегированным ставкам, которые недостаточны для того, чтобы покрыть долгосрочные расходы по этим программам;

Экспортные кредиты по более низким ставкам, чем те, по которым правительства фактически приходится платить за использование таких средств, если предоставление кредитов используется для обеспечения существенного преимущества относительно условий экспортного кредитования;

Любые другие расходы за счет государства, которые прямо или косвенно приводят к росту экспорта любого товара с ее территории или к уменьшению импорта какого-либо товара на ее территорию.

Основные мотивы (причины) использование экспортных субсидий странами-экспортерами:

Предоставление дополнительных выгод производителям и экспортерам за счет некоторых расходов для экономики страны в целом. Основной груз - на налогоплательщиках и предприятиях отраслей, которые не связаны с производством субсидированного товара;

Поддержка занятости в экспортных отраслях;

Стимулирование развития тех или иных отраслей для совершенствования структуры экономики;

Вытеснение иностранных конкурентов с рынка;

Расширение экспорта как источника поступления иностранной валюты.

Предоставление экспортных субсидий имеет несколько противоречивые последствия, поскольку одновременно косвенно стимулирует импорт. Это объясняется тем, что расширение экспорта, которое происходит благодаря субсидиям, способствует притоку иностранной валюты и укреплению курса национальной валюты, а следовательно, и повышению конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке страны-экспортера и ее падение экспортных товаров. В результате растет спрос на импорт. Таким образом, нет смысла субсидировать экспорт товаров, которые являются важными источниками валютных поступлений.

Экономические последствия для страны-импортера в целом подобные последствий демпинга.

Внутреннее субсидирование товаров, которые конкурируют с импортом, является инструментом внешнеторговой политики, который ограничивает импорт и способствует замещению импортных товаров товарами, которые производятся внутри страны.

Экономический эффект выражается в расширении внутреннего производства. Отличие от ситуации с использованием импортных пошлин или квот заключается в том, что в случае использования внутренних субсидий не меняются цены на внутреннем рынке субсидированного товара.

Введение внутренней субсидии на товары, которые конкурируют с импортом, позволяет:

Расширить внутреннее производство товара за счет вытеснения с внутреннего рынка импортных товаров и сокращения объема импорта;

Получать субсидии эффективным предприятиям, что будет способствовать расширению производства;

Искусственно стимулировать неэффективные предприятия и производства, это потери экономики.

Экспортное кредитование

Экспортное кредитование представляет собой одну из форм скрытого субсидирования экспорта, которое мы уже рассматривали выше .

Экспортное кредитование - это финансовый метод внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государственного развития экспорта национальными производителями. Оно может осуществляться в следующих видах:

- субсидирование кредитов национальным экспортерам (кредитов от государственных банков под ставку процента ниже рыночной);

- государственных кредитов иностранным импортерам при условии обязательного соблюдения ими обязательств приобретать товары только у фирм страны, им такой предоставила кредит (связанный кредит);

- страхование экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (непредвиденные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Виды экспортных кредитов:

- краткосрочные (до 1 года для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья);

- среднесрочные (от 1 до 5 лет для кредитования экспорта машин и оборудования);

- долгосрочные (более 5 лет для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов).

Экспортные кредиты могут приобретать формы внешней помощи другим государствам. Практически все двусторонние межправительственные кредиты, которые получает Украина от иностранных государств, имеют связанный характер, т.е. обусловлены закупкой определенных товаров в стране, которая их предоставила и поэтому может рассматриваться как форма торговой политики стимулирования экспорта.

Размер субсидирования через целевое кредитование рассчитывается как разница между процентной ставкой по льготному кредиту и текущей процентной ставке. В банковской практике процентные ставки по экспортным кредитам обычно существенно ниже ставок по другим видам кредитов и нередко является предметом согласования между странами в рамках картельных соглашений.

Существуют и другие способы стимулирования экспорта через экспортные кредиты, которые не поддаются количественной оценке, а именно:

Перенесение сроков первых платежей по кредитам на более отдаленный период;

Оплата кредитов в валюте покупателя или в форме товарных поставок;

Государственное льготное страхование экспортных кредитов и т.д.

Специальные импортные процедуры

К специальным импортным процедурам, которые применяются в Украине, относятся (ст. 19 Закона О ВЭД):

Применение процедуры международных торгов или аналогичных им процедур;

Режим предварительных импортных депозитов, вносимых в банки;

Введение временной надбавки к действующим ставкам ввозной пошлины на некоторые товары в случае достижения платежным балансом Украины критического состояния.

Государственные закупки по импорту комплексного оборудования или массовых партий других товаров с использованием средств Государственного валютного фонда Украины должны обязательно осуществляться с использованием процедуры международных торгов.

Предварительные импортные депозиты - внесение субъектами внешнеэкономической деятельности на беспроцентные счета в банках, которые обслуживают их на территории Украины, на период от момента вступления договорами (контрактами), которые заключаются юридической силы до момента прохождения товаров, поставляемых в соответствии с указанными договорами (контрактами), через таможенную границу Украины или передачи товаров иностранными субъектами хозяйственной деятельности на территории Украины, денежных средств в валюте договора (контракта) в сумме, определенной в установленных процентах к стоимости соответствующего договора (контракта) (ст. 1 Закона О ВЭД).

Режим предыдущих импортных депозитов вводится Национальным банком Украины с целью регулирования платежного баланса Украины, который устанавливает порядок осуществления операций с предыдущими импортными депозитами и относительный размер сумм депозитов в процентах к стоимости договора (контракта), который не может превышать 50 процентов.

Предварительный импортный депозит открывается не позднее чем через три рабочих дня с момента вступления договором (контрактом) юридической силы. В случае нарушения указанного срока или других условий открытия предварительных импортных депозитов к субъектам ВЭД применяются санкции,которые определяются порядком, утвержденным Национальным банком Украины.

Средства, поступающие на счета предварительных импортных депозитов, отражаются в сводном специальном счете, который открывается каждым коммерческим банком, ведущим операции с предварительным импортными депозитами, в пользу Национального банка Украины. Указанные средства находятся в распоряжении Национального банка Украины.

Субъекту ВЭД, открыл предварительный импортный депозит, соответствующим банком выдается справка установленной формы, которая является основанием для пропуска товара через таможенную границу Украины.

Запрещается применение режима предварительных импортных депозитов относительно товаров, в которых вводится режим лицензирования и квотирования импорта.

В случае достижения платежным балансом Украины критического состояния применяется, как исключение, процедура внедрения, изменений и отмены временной надбавки к действующим ставкам ввозной пошлины на некоторые товары, которая опирается на нормы соответствующих статей ВТО.

Рассмотренные выше методы протекционизма в основном предназначены для ограничения импорта. Для стимулирования экспорта в практике международной торговли используются финансовые методы, значительная часть которых базируется на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров. В наше время применения финансовых методов в значительной степени ограничено, поскольку многосторонние договоренности в рамках ВТО считают их средством недобросовестной конкуренции на рынке. Однако большинство стран мира, несмотря на это, используют разнообразные формы финансирования, которое осуществляется через сложные схемы. Тем самым они добиваются снижения стоимости экспортных товаров и повышения вследствие этого их конкурентоспособности на мировом рынке. К источникам финансирования экспорта относятся следующие:

Государственный бюджет;

Околоправительственные учреждения (банки, фонды, союзы);

Частные экспортеры;

Банки, которые обслуживают частных экспортеров.

Отличие финансовых методов торговой политики от обычного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций заключается в следующем: финансирование экспорта как метод внешнеторговой политики имеет целью дискриминацию иностранных компаний на пользу национальных производителей и экспортеров, а обычное финансирование и кредитование внешнеторговых операций - предоставление банками оборотного капитала для осуществления конкретных зовнішньокомерційних соглашений.

Наиболее распространенными финансовыми методами внешнеторговой политики являются следующие:

Субсидирование;

Экспортное кредитование;

Демпинг.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (СКЗ), заключенное в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, определяет субсидию как "финансовый вклад правительства и какого-либо государственного органа" и "льготу, полученную в связи с этим". Финансовый вклад может включать непосредственную передачу средств, потенциальные прямые переводы (например такие, как кредитные гарантии), не востребования правительством части своего дохода, предоставление правительством товаров и услуг, кроме инфраструктуры правительственные закупки товаров или иную форму государственной поддержки.

Субсидия - финансовая или иная экономическая поддержка в любой форме, которая осуществляется правительством стран - участниц внешнеторговых операций, и которая может предоставляться индивидуально, отдельной отрасли, отдельному региону или неопределенной группе лиц (физических или юридических) автоматически на основе объективных критериев. Основными признаками субсидии являются:

Использование бюджетных средств для оказания такой поддержки;

Изъятие в результате ее падение экономической выгоды держателями субсидии.

С торгово-политической точки зрения применения субсидий может быть связано с определенной дискриминацией, которая проявляется в том, что производители субсидированного товара могут пользоваться дополнительными ресурсами и соответственно преимуществами. С точки зрения внешнего рынка ситуация не отличается от условий сбыта товаров по демпинговым ценам с той лишь разницей, что в условиях субсидирования занижение цены для производителя не компенсируется за счет повышения цен на другом рынке, а за счет перераспределения средств через госбюджет. Конкуренты при этом не имеют доступа к таким ресурсам.

По оценкам МВФ, в 70-80-е годы в странах ОЭСР объем субсидий составил около 1,5% ВНП. Субсидирование обычно концентрируется в отдельных секторах, в результате государственные субсидии очень сильно влияют на международную торговлю некоторыми товарами. Традиционно наибольших масштабов субсидирования вступает в торговле сельскохозяйственными товарами. Субсидии отличаются большим разнообразием с точки зрения механизмов осуществления поддержки, объектов субсидирования и законности их применения в соответствии с Соглашением СКЗ. Классификацию субсидий приведены на рис. 1.5.7.

Рис. 1.5.7. Классификация субсидий

Прямые субсидии - это непосредственные выплаты экспортеру или производителю, обусловленные фактом осуществления экспортной операции или производства товара. Они равны разнице расходов экспортера или производителя и полученного ими дохода. В данном случае - это прямое дотирование производителя (экспортера) при его выходе на внешний рынок. С начала 60-х годов прямо субсидувались дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - судна, авиатехника. Эти субсидии запрещено правилами ВТО.

Косвенные субсидии - это форма скрытого дотирования экспортеров или производителей за счет предоставления им льготного кредитования, налоговых изъятий и льгот, возвращение предварительно оплаченных пошлин, льготного страхования. Эти субсидии могут касаться и экспортных и импортных товаров.

Перекрестные субсидии - это дотирование одной отрасли или сектора экономики за счет иной отрасли или сектора с помощью мер государственного регулирования. Часто это осуществляется путем перераспределения средств между отраслями через механизм цен. Например, установления заниженных тарифов на транспортировку некоторых категорий товаров, когда убытки, возникающие, покрываются за счет высоких цен перевода других товаров.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые экспортируются. Для производителей в обоих случаях субсидия - это отрицательный налог, поскольку он не вычитается из их прибыли, а наоборот, выплачивается им правительством.

Внутренние субсидии - различные формы субсидирования производителей товаров, конкурирующих с импортом. Это наиболее замаскированное субсидирования.

Экспортные субсидии - это бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по цене ниже, чем на внутреннем рынке и увеличивать тем самым экспорт.

Субсидирование затрат - это дотирование используемых материалов, затрат на зарплату, проведения исследований, создания и использования инфраструктуры.

Субсидирование товара (продукта) - прямые или косвенные субсидии, которые предоставляются в зависимости от объема производства и экспорта.

Субсидирование потребления - например, субсидирование использования отходов или местного сырья и компонентов.

Субсидирование структурной перестройки производства - например, субсидии на сокращение площадей под той или иной сельскохозяйственной культурой.

Субсидирование отдельных регионов - например, субсидии наиболее экономически отсталым в экономическом и социальном отношении регионам.

Важнейшей проблемой применения субсидии является возможность дискриминации. Дискриминация в отношении доступа к субсидии - основная предпосылка возникновения элементов недобросовестной конкуренции в международной торговле, которая проявляется в возможности использования бюджетных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности товара.

В современной практике фактор дискриминации при предоставлении субсидии отражается в понятии специфических субсидий.

Специфическая субсидия - субсидия, предоставляемая субсидуючим органом в пределах его компетенции только отдельным предприятиям или отраслям или группам предприятий. Основной признак такой субсидии - отсутствие объективных критериев для обеспечения доступа к субсидии. Если же доступ к субсидии может получить неопределенный круг лиц, которые отвечают каким-нибудь общим объективным критериям или условиям, то такая субсидия не является специфической и компенсационные меры не применяются. Действие Соглашения СКЗ распространяется только на специфические субсидии.

Соглашение СКЗ определяет законность применения субсидий и указывает, какие субсидии должны быть запрещены, которые разрешаются (то есть в отношении которых не могут быть приняты компенсационные меры) и могут использоваться только в том случае, если они не наносят ущерб интересам торговых кругов других стран. Соглашение СКЗ устанавливает три категории субсидий:

1)"запрещенные" субсидии" - если они обусловлены показателями экспортной деятельности или преимущественным использованием отечественных товаров перед импортными. В отношении таких субсидий предусматривается специальный порядок урегулирования споров. Его основными чертами являются: ускоренное рассмотрение дела органом по решению споров (ОРС) и безусловной отмене субсидий, признанных "запрещенными". Если это не будет сделано в установленный срок, стране, которая подала жалобу, разрешается принять компенсационные меры;

2)субсидии, "которые дают основания для принятия мер" - если они вызывают негативные последствия, а именно:

Вред национальной экономике импортирующего государства - члена ВТО;

- "исчезновение" или поражения выгод, которые прямо или косвенно изымаются государствами-членами по ГАТТ-94;

Серьезный вред интересам других государств - членов ВТО. "Серьезный вред" может быть установлено при наличии совокупности двух условий:

а) субсидия имеет своим результатом:

Выдавливание или препятствие импорта подобных товаров на рынок страны, которая использует субсидию;

Выдавливание или препятствие экспорта подобных товаров из одного государства-члена на рынок третьей страны;

Значительное снижение цен, ценовой депрессию, сдерживание цен или нереализованные продажи подобных товаров в другие государства - члены ВТО;

Увеличение в масштабах мирового рынка доли некоего отдельного субсидированного товара по сравнению со средней долей в предыдущие три года. Это не касается товаров, в отношении которых применяются другие международные договоренности;

б) доля субсидий в стоимости товара превышает 5%. В таких случаях доказывать, что субсидия не затрагивает интересов других участников, должна страна, которая предоставляет субсидии. Этот критерий не применяется к субсидий в отношении гражданской авиатехники.

Участники Соглашения СКЗ, интересы которых нарушены таким субсидированием, могут передать дело на рассмотрение ОРС. При подтверждении факта причинения вреда, страна, которая предоставляет субсидую, должна отозвать субсидию или принять меры по устранению вреда;

3) субсидии, "которые не дают оснований для принятия мер" - если они не являются специфическими и если не подпадают под одну из трех категорий помощи:

Помощь на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (до 75% от их стоимости после начала производства, или до 50% - до начала производства);

Помощь, которая предоставляется в рамках программ регионального развития;

Помощь, призванная способствовать адаптации имеющегося оборудования в новых экологических требований.

Если применение таких субсидий негативно влияет на национальную промышленность других участников Соглашения СКЗ, последние могут использовать процедуру консультаций или обратиться в арбитраж.

Больше всего влияют на развитие международной торговли экспортные субсидии. В приложении к Соглашению СКЗ представлены такие виды экспортных субсидий:

-прямые правительственные субсидии фирмам-экспортерам или экспортным отраслям, которые предоставляются в зависимости от объемов экспорта;

Субсидии в форме правил продажи валютной выручки, которые предоставляют выгоды экспортерам (например, применение более выгодных для отдельных фирм фиксированных валютных курсов или более благоприятных правил обязательной продажи валюты экспортерами каких-либо товаров, чем при импорте или других внешнеторговых операциях);

Применение при транспортировке экспортных грузов на территории страны-экспортера низших транспортных тарифов, чем при транспортировке аналогичных грузов, предназначенных для внутреннего рынка, за счет использования бюджетных средств или установления правительством обязательных льготных тарифов для транспортировки экспортных товаров;

Реализация правительством или его органами проектов, которые обеспечивают производителям экспортных товаров получение сырья, материалов и других товаров и услуг, необходимых для производства экспортных товаров, по ценам ниже чем те, которые формируются на рынках (продуценты экспортных товаров имеют возможность получать необходимые для их производства элементы на более благоприятных условиях, чем иностранные конкуренты и производители аналогичной продукции для внутреннего рынка);

Полное или частичное освобождение от прямых налогов или социальных обязательных платежей для предприятий, их возврата или отсрочки уплаты, которые предоставляются экспортерам в прямой зависимости от развития экспорта. Субсидия может быть реализована и в виде более благоприятных правил для расчета прямых налогов для экспортеров;

Освобождение экспортных товаров от косвенных налогов, которые уплачиваются при производстве и реализации товаров, использованных на стадиях производства сырья, полуфабрикатов и других средств производства для последующего их применения при производстве экспортных товаров. Иначе: субсидия может быть реализована в виде освобождение от налогов поставщиков товаров для производства экспортной продукции;

-полное или частичное освобождение или возврат импортных пошлин, налогов и других платежей, которые обычно собираются при импорте, для товаров, предназначенных для использования при производстве экспортных товаров;

-предоставление правительством или специальными органами под контролем правительства гарантий в отношении экспортных кредитов или страхование на случай увеличения издержек производства или валютных рисков при осуществлении экспортных операций на условиях, более благоприятных, чем в обычной коммерческой практике, когда оплата экспортером таких услуг и гарантий не покрывает фактических затрат для их реализации, а разница финансируется госбюджетом;

-предоставление экспортных кредитов на условиях, более благоприятных, чем это позволяют финансовые рынки, с покрытием разницы за счет госбюджета или полное или частичное покрытие за счет бюджета расходов привлечения экспортных кредитов на финансовом рынке. Такие субсидии могут предоставляться непосредственно правительством или специальными органами, которые находятся под его контролем.

Следствием предоставления экспортных субсидий является расширение продажи товара на внешнем рынке при падении цен на него. Теоретически потери от падения цен и расходы на субсидию имеют компенсироваться за счет роста объема продаж. Поэтому окончательный эффект в значительной мере будет зависеть от эластичности спроса на товар на внешнем рынке по цене - чем она выше, тем более выгодное субсидирования.

Побочным эффектом экспортного субсидирования, если оно непосредственно осуществляется в зависимости от показателей экспорта, может быть рост цен на внутреннем рынке, которое происходит вследствие переключения ресурсов товара с внутреннего рынка на внешний.

Основная задача экспортных субсидий - расширение экспортных рынков, увеличение сбыта и искусственное повышение конкурентоспособности экспортных товаров, которое решается путем использования средств национального бюджета. Таким образом, субсидирование - это помощь экспортным секторам путем перераспределения средств налогоплательщиков (население и предприятия других отраслей) через госбюджет.

Для страны-экспортера субсидирования - это дополнительные бюджетные расходы. В случае, если удельный вес внутренних прямых налогов (от косвенных налогов экспорт освобождается в большинстве стран) в цене товара больше, чем размер субсидий, то расширение сбыта приведет даже к увеличению бюджетных доходов. На практике так бывает редко, поскольку это возможно только при очень маленьком размере субсидий в отношении цены товара и при очень высокой доходности его экспорта.

От субсидирования всегда выигрывают производители экспортных товаров и экспортеры; экономика стран всегда терпит чистых потерь. Субсидирование фактически означает продажу товаров иностранным покупателям ниже уровня фактических затрат на их производство в стране-экспортере. В этом смысле они представляют собой отток средств из страны.

Страна-экспортер может пользоваться такими мотивами при предоставлении субсидий:

Предоставление дополнительных выгод продуцентам и экспортерам за счет некоторых расходов для экономики страны в целом. Основной груз - на налогоплательщиках и предприятиях отраслей, которые не связаны с производством субсидированного товара;

Поддержка занятости в экспортных отраслях;

Стимулирование развития тех или иных отраслей в целях совершенствования структуры экономики;

Вытеснение иностранных конкурентов с рынка;

Расширение экспорта как источника иностранной валюты.

Предоставление экспортных субсидий имеет несколько противоречивые последствия, поскольку одновременно косвенно стимулирует импорт. Это объясняется тем, что расширение экспорта, которое происходит благодаря субсидиям, способствует притоку иностранной валюты и укреплению курса национальной валюты, а следовательно, и повышению конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке страны-экспортера и ее падению для экспортных товаров. В результате растет спрос на импорт. Таким образом, нет смысла субсидировать экспорт товаров, которые являются важными источниками валютных поступлений.

Экономические последствия для страны-импортера в целом подобные последствий демпинга. Потребители субсидированных товаров имеют возможность приобретать их по более низким ценам. Итак, субсидирование означает экономический выигрыш для страны-импортера, который достанется потребителям субсидированного товара. Но изготовители товара в стране импорта несут потери за счет обострение ценовой конкуренции и сокращение выпуска товара. Номинальный выигрыш потребителей будет больше, чем проигрыш производителей. Потери производителей, как и при демпинге, является важным мотивом применения ограничительных мер против субсидированных товаров.

Внутреннее субсидирования товаров, которые конкурируют с импортом, является инструментом внешнеторговой политики, который ограничивает импорт и способствует замещению импортных товаров товарами, которые производятся внутри страны.

Экономический эффект проявляется в расширении внутреннего производства. Отличие от ситуации с использованием импортных пошлин или квот заключается в том, что в случае использования внутренних субсидий не изменяются цены на внутреннем рынке субсидированного товара.

Экономические потери равномерно распределяются на всех потребителей и производителей, поскольку субсидия предоставляется из госбюджета. Введение внутренней субсидии на товары, которые конкурируют с импортом, вызывает сразу несколько экономических эффектов:

1) расширяется внутреннее производство данного товара за счет вытеснение с внутреннего рынка импортных товаров и сокращение объема импорта. Масштабы расширения производства пропорциональные размера субсидии в расчете на единицу товара и эластичности производства по цене. Теория рекомендует устанавливать такой размер субсидий, чтобы он был несколько меньше разницы между ценой товара на внутреннем рынке, которая могла бы сложиться в случае полного отсутствия импорта, и фактической ценой, которая сложилась в результате конкуренции с иностранными товарами. Такая субсидия обеспечивает постепенное повышение эффективности внутренних производителей товара, которые будут вынуждены снижать издержки производства для того, чтобы сохранить свое положение на рынке;

2) часть субсидии получают эффективные предприятия, что способствует расширению производства. Эта часть примерно равна сумме произведению размера субсидии и объема производства, который может существовать без субсидирования (то есть успешно конкурировать с импортом), и примерно половине произведения величины субсидии в расчете на единицу товара и объема производства, который обеспечивается только за счет субсидирования (т.е. это размер рост объема производства в случае введения субсидии или соответственно его падения в случае отмены субсидии);

3) происходит искусственное стимулирование неэффективных предприятий и производств, которые так или иначе пользуются субсидией. Эти расходы - это потери экономики, а их размер примерно равна половине произведения размера субсидии на единицу товара и объема производства, который обеспечивается только за счет субсидирования (т.е. это размер рост объема производства в случае введения субсидии или соответственно его падения в случае ее отмены).

Прекращение субсидий приводит к обратных эффектов. Потребители выигрывают на экономии бюджетных средств. Распределение потерь будет таким же, но с противоположным значением.

Все эти рассуждения правильные при условии свободного перемещения капиталов, рабочей силы и других факторов производства между отраслями. В противном случае следует учитывать возможные потери или выгоды, связанные с изменением структуры производства (например, расходы на помощь в связи с безработицей и создание новых производств, новых рабочих мест).

Экспортные субсидии - это финансовое содействие, оказываемое правительством или другим государственным органом производителю экспортного товара. Экспортные субсидии принимают различные формы:

прямой перевод денежных средств;

обязательства по переводу таких средств;

отказ от получения причитающихся государству доходов;

льготное или безвозмездное предоставление товаров и услуг;

льготное приобретение товаров;

поручение неправительственной организации выполнить одну или несколько из названных выше функций.

К специфическим экспортным субсидиям относятся субсидии, применение которых ограничено определенными организациями или группой организаций, отраслью или группой отраслей, создает для них обоснованные преимущества в сравнении с другими организациями и фактически или юридически сопряжено с развитием экспорта либо замещением импорта.

Производственные субсидии по сравнению с таможенными тарифами имеют преимущества, заключающиеся в том, что они стимулируют развитие национального производства и не вызывают абсолютного сокращения потребления, поскольку не повышают уровень внутренних цен выше мировых.

Оборотной стороной экспортных субсидий являются компенсационные импортные пошлины, которые предоставляют страны, куда устремляются экспортные потоки товаров и услуг.

Компенсационные пошлины - это ответная реакция на экспортные субсидии, которые вызывают обострение напряженности в международной торговле. В результате использования компенсационных импортных пошлин экспортирующая страна не субсидирует национальный экспорт, а, наоборот, финансирует бюджет импортирующей страны. Компенсационные (или антидемпинговые) пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии. Специальное антидемпинговое законодательство характеризует экспортные субсидии как «нечестную» конкуренцию. В связи с этим было принято Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам («Кодекс по субсидиям», 1993 г., Уругвайские многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ).



«Кодекс по субсидиям» предусматривал создание нормальных условий конкуренции на мировом рынке, ликвидацию так называемых запрещенных экспортных субсидий. Однако это не решает проблем, ибо имеются способы государственного субсидирования отечественного экспорта в обход ВТО (до 1995 г. ГАТТ).

Нетарифные ограничения во внешней торговле

Использование тарифов в промышленно развитых странах после Второй мировой войны (1939-1945) существенно сократилось. Вместе с тем возрастает роль импортных и экспортных квот, добровольных экспортных ограничений (ДЭО) и других нетарифных барьеров.

Нетарифные барьеры - одна из форм протекционистской политики государства; система ограничений, преследующая сокращение импорта товаров; всякие барьеры, которые возводят государства, чтобы воспрепятствовать торговле между странами.

К нетарифным барьерам относят:

стандарты качества;

санитарные ограничения;

требования к экологическим характеристикам оборудования;

ограничения выпуска лицензий на импорт;

административные запреты на продажу некоторых видов продукции в конкретных странах и т. д.

Выделяют три укрупненные группы нетарифных ограничений регулирования внешней торговли.

Внешнеторговые ограничения, нацеленные на прямые ограничения импорта для защиты определенных отраслей отечественного производства. Это меры по лицензированию и контенгированию импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, добровольные экспортные ограничения и др.

Административные ограничения - технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные формы, требования к упаковке, маркировке и др.

Косвенное воздействие на внешнюю торговлю - лицензии, квоты (контингенты).

Лицензирование импорта и экспорта означает, что специальным ведомством от имени государства выдается разрешение на импорт и экспорт товаров. Лицензии бывают двух типов:

автоматические (или генеральные) лицензии, позволяющие импортировать и экспортировать товары, включенные в списки, в течение определенного времени;

неавтоматические (разовые), которые разрешают импорт и экспорт товаров с указанием его количества, стоимости, страны происхождения (или назначения), а иногда и таможенного пункта, через который импортируется или экспортируется данный товар.

Наибольшее распространение из всех видов нетарифных ограничений получили квоты (или контингенты) на импорт и экспорт товаров.

Квота в макроэкономике применительно к международной торговле является нетарифным ограничением (барьером). Различают квоту на импорт и квоту на экспорт.

Квота на импорт - это один из методов введения количественных ограничений в протекционистских целях. Она может ограничивать стоимость импорта, разрешенного к ввозу в страну в данном году. Квота на импорт может использоваться и как форма экономического давления на страну-импортера. Выделяют два вида импортных квот:

абсолютная квота - количество продукции, разрешенное к ввозу в данную страну;

тарифная квота - разрешение на ввоз конкретного товара в течение определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке.

Квота экспортная - способ количественных ограничений экспорта товаров и услуг в другие страны и предотвращения снижения экспортных цен и, следовательно, доходов от экспорта. Иногда экспортные квоты нацелены на обеспечение предложения благ на внутреннем рынке, чтобы предотвратить чрезмерный рост цен на них внутри страны. Экспортная квота применяется и как количественный показатель, показывающий роль экспорта товаров и услуг для экономики страны, отраслей и предприятий. В последнем десятилетии XX в. доля экспорта в ВВП США и Японии составляла немногим более 10%, Великобритании и Франции - около 24, Германии - 34, Бельгии - 70%,

Механизм функционирования квот аналогичен импортному тарифу:

внутренние цены поднимаются выше мировых;

ограничивается предложение импортных товаров. Но квоты отличаются от тарифа в двух аспектах.

Во-первых, квоты не увеличивают импорт. Поэтому разница между внутренними и мировыми ценами увеличивается, что приводит к нарастанию прибыли от импорта (в том числе и монопольного). При тарифе импорт постепенно увеличивается, а внутренние цены понижаются вслед за мировыми.

Во-вторых, квоты ограничивают импорт, в результате чего они полностью обособляют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров, что гарантирует абсолютную защиту внутреннего рынка от зарубежной конкуренции. Тариф на импорт не ограничивает объема импортных товаров непосредственно, ибо от импортера требу-

ется одно - платить таможенную пошлину. В последние годы приоритет во внешней торговле за применением квот, а не тарифов, по двум основаниям:

Поскольку тарифные ставки устанавливаются международными торговыми соглашениями и правительства не имеют права повышать тарифы, то они используют импортные квоты, позволяющие защитить свою экономику от иностранной конкуренции.

Те отрасли, которые нуждаются в защите от иностранной конкуренции, избирают квоты на импорт, поскольку добиться лицензионных льгот проще, нежели введения тарифов.

Считается, что использование импортных квот наиболее предпочтительно при свободной конкуренции, когда результаты квотирования сопоставимы с результатами тарифа на импорт.

Экономические последствия введения импортной квоты можно проиллюстрировать на рис. 15.3.

Из рис. 15.3 вытекают следующие выводы.

Ухудшилось благосостояние потребителей, поскольку в результате введения квоты на импорт растут цены, сокращая тем самым потребительский излишек на величину области («a +b + c + d + e»).

Повысилось благосостояние производителей, поскольку в результате повышения цен они увеличили объемы выпуска. Их дополнительный выигрыш составил область «а».

Квота

Область («с + d») представляет собой наценку на разрешенный импорт и означает перераспределение доходов от потребителей (своего рода трансферт) в пользу органов, ведающих лицензиями на импорт.

Доля ущерба потребителей («a + b + с + d + е») компенсируется выигрышем производителей - «а» и теми, кто выдает лицензии («с + d»). Чистые потери благосостояния нации составляют область («b + е»).

Чистые потери благосостояния страны при введении квот могут быть выше в сравнении с чистыми потерями при введении импортного тарифа в двух случаях:

когда квота вызывает монопольную власть национального производителя либо иностранной фирмы-импортера продукции;

когда импортные лицензии размещаются неэффективно.

Выделяют следующие методы размещения импортных лицензий:

открытый аукцион: государство предоставляет лицензию фирме, которая предлагает за нее наибольшую цену;

система явных предпочтений: правительство предоставляет импортные лицензии более престижным фирмам в объеме, который соответствует их доле в суммарном объеме накануне введения квот;

«затратный метод»: лицензии выдаются фирмам, которые располагают большими производственными мощностями и другими ресурсами.

Одним из нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли являются добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) - это разновидность экспортной квоты, минимальная экспортная цена, которая навязывается развитыми странами экономически слабым странам.

Страна «добровольно» ограничивает свой экспорт под угрозой более значительных мер торговой политики со стороны своих партнеров. В последнее время в мире заключено более сотни соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен (с охватом продукции текстильной промышленности, черной металлургии, бытовой электроники и др.).

Добровольные экспортные ограничения обладают двумя основными чертами специфического характера, определяющими некоторые преимущества в торговой политике. Во-первых, они менее заметны для на

циональных покупателей в сравнении с тарифами или квотами на импорт. В связи с этим покупатели относятся к ним более благожелательно. Во-вторых, при добровольных экспортных ограничениях иностранные фирмы могут устанавливать более высокие цены, нежели при тарифных ограничениях либо при квотировании импорта. Следовательно, зарубежные партнеры в определенной степени могут возместить понижение размеров экспорта посредством роста цен на него.

Добровольные экспортные ограничения стали использоваться с 50-х гг. XX в. в торговых отношениях между США и странами Европы, с одной стороны, и Японией - с другой, по поводу текстильных товаров. Затем этот вид нетарифных ограничений стал применяться и новыми промышленно развитыми странами.

К нетарифным формам ограничений во внешней торговле относятся также демпинг и торговое эмбарго.

Демпинг - продажа товаров за рубежом по цене ниже той, по которой экспортер продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости в стране-изготовителе. Демпинг как вид недобросовестной конкуренции преследует цель вытеснить конкурента, захватить рынок сбыта. Потери от продажи товаров по демпинговым ценам перекрываются различными способами:

продажей по высоким ценам других товаров;

реализацией аналогичного товара по завышенным ценам после того, как конкурент будет вытеснен с рынка;

получением дотаций от государства, поощряющего экспорт.

В 1967 г. в рамках ГАТТ (ныне ВТО) был принят международный антидемпинговый кодекс, регламентирующий процедуру выявления и доказательства демпинга, а также способы компенсации нанесенного ущерба фирмам импортирующей страны, выпускающей аналогичную продукцию. В случае установления факта демпинга импортирующая сторона может внести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары. В антидемпинговом законодательстве, принятом в Австрии в 1962 г., впервые определен количественный показатель товарного демпинга, согласно которому экспортная цена считается демпинговой, если она ниже по меньшей мере на 20% в сравнении с ценами на внутреннем рынке или на 8% ниже мировой цены. Демпинг является результатом монопольной рыночной власти и используется для ее укрепления. Законодательством многих стран, а также документами Европейского Союза (ЕС) предусмотрены меры против демпинга, в частности антидемпинговые пошлины.

Демпинг используется, как правило, в периоды экономических спадов, т. е. носит временный характер, ибо частные фирмы не могут постоянно продавать свои товары ниже ее себестоимости. Различают следующие виды демпинга:

постоянный демпинг отражает долговременную тенденцию фирм-монополистов извлекать монопольную прибыль посредством реализации товаров по более высоким ценам на отечественном рынке в сравнении с мировым рынком, где высока конкуренция зарубежных фирм;

спорадический демпинг выступает в виде нерегулярной реализации товаров на мировом рынке по более низкой цене в сравнении с национальным рынком. Этот вид демпинга наблюдается в результате перепроизводства товаров и желания предотвратить понижение цен на национальном рынке;

хищнический демпинг представляет собой временную реализацию товаров на иностранных рынках ниже его издержек производства. Использование этого вида демпинга преследует цель устранить конкурентов, а затем повысить цены; в результате создаются предпосылки для обеспечения монопольной власти.

Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну либо вывоза из какой-либо страны определенных видов товаров. Такие экономические санкции осуществляются не по экономическим интересам, а по политическим мотивам. Торговое эмбарго может распространяться как на одну страну, так и носить коллективный характер, согласно решению ООН. Эмбарго, ограничивая торговые связи, наносит экономический ущерб всем странам, участвующим в нем. Однако те страны, которые не присоединяются к торговым эмбарго, могут иметь определенный выигрыш, поскольку возникают условия для роста экспорта своих товаров.

Столица расширит меры поддержки московских компаний-экспортеров. Соответствующее постановление приняли на заседании Президиума Правительства Москвы.

Как показывает анализ внешнеторговой практики, экспортировать продукцию московским предприятиям часто мешают высокие издержки на сертификацию товаров, получение патентов и свидетельств, а также на транспортную логистику.

Чтобы помочь предприятиям-экспортерам преодолеть эти сложности, введены новые субсидии :

— на получение патентов и свидетельств, сертификацию товаров и систем менеджмента (частичное возмещение затрат);

— на транспортировку товаров за пределы страны.

«Экспорт продукции — важнейшая отрасль Москвы. Предполагается компенсировать транспортные расходы экспортеров, а также удалить часть затрат на патентование и получение сертификатов при экспорте продукции», — сказал Сергей Собянин.

Условия субсидирования и отбор предприятий

Размер субсидий на сертификацию и защиту интеллектуальной собственности не может превышать 50 процентов выручки от реализации товаров за пределами России. Расходы на транспортировку каждой партии товаров могут быть компенсированы полностью, однако субсидия не может превысить 20 процентов от стоимости партии.

Установлены максимальные размеры субсидий для возмещения затрат:

— на сертификацию продукции, патентование и транспортировку (три миллиона рублей);

— на сертификацию менеджмента (500 тысяч рублей).

При отборе предприятий-претендентов на получение субсидий будут учитываться размер среднегодовой заработной платы работников, отношение налоговых отчислений к сумме запрашиваемой субсидии и доля доходов от экспорта в общем объеме выручки предприятия.

Эти льготы упростят выход на внешние рынки московским предприятиям, которые производят современную конкурентоспособную продукцию. « Для малого и среднего бизнеса это очень значимо, потому что выход на зарубежный рынок, поиск новых партнеров — это как раз самые первые затраты, которые несут предприниматели», — добавил руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Алексей Фурсин.

Лидер по экспорту среди российских регионов

Москва занимает первое место среди регионов России по объему несырьевого неэнергетического экспорта товаров и услуг. Он составляет 25 миллиардов долларов США. Это 18,7 процента от общероссийского показателя за 2017 год.

В столице работают больше пяти тысяч компаний-экспортеров , которые поставляют за рубеж 6184 товарные позиции (73 процента от числа товарных позиций, входящих в номенклатуру российского экспорта). По итогам 2017 года объем московского экспорта вырос на 20,9 процента (по сравнению с 2016 годом).

Основные экспортные товары Москвы — механическое оборудование, техника и приборы, автотехника, оптика и медицинская техника, моющие и чистящие средства, промтовары.

Крупнейшие экспортные рынки — Алжир, Белоруссия, Египет, Казахстан и Китай.

Не только субсидии

Кроме субсидий, московские компании-экспортеры получают информационно-консультационные услуги и поддержку в продвижении их продукции на международные рынки. Кроме того, в столице действует программа «Сделано в Москве» по организации коллективных стендов московских производителей на российских и зарубежных выставках.

Так, генеральный директор ООО «Тридекью» Диана Данилюк отметила, что благодаря участию в программе компания смогла продемонстрировать свою продукцию не только российскому, но и иностранному потребителю.

«В июле 2018 года мы впервые с коллективным стендом, сделанным в Москве, приняли участие в международной выставке “Иннопром” в Екатеринбурге. Программа “Сделано в Москве” помогает таким предприятиям принять участие в тех мероприятиях и выставках, в которых самостоятельное участие достаточно затруднительно. Это связано как с логистикой, с организационными сложностями, так и с платным участием», — сообщила она.

Также Диана Данилюк отметила, что на каждом из этапов реализации экспортного проекта очень важна информационная и консультационная поддержка, которую оказывает Правительство Москвы.

§ 326. В целях поощрения развития собственной промышленности и сельского хозяйства, работающих на экспорт, и обеспечения для них конкурентных преимуществ на внешних рынках государства применяют специальное средство - субсидии. Они могут иметь различные формы: освобождение от экспортных пошлин и внутренних налогов, прямые финансовые вложения, льготные кредиты для экспортных отраслей экономики и т.п.

С точки зрения обеспечения условий свободной, добросовестной конкуренции правительственные субсидии рассматриваются как разновидность недобросовестной коммерческой практики.

§ 327. В рамках ВТО в 1994 г. в качестве одного из результатов Уругвайского раунда переговоров стран-участниц ГАТТ было заключено особое Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, подробно регламентировавшее для стран-членов ВТО правовые условия как применения субсидий, так и защиту от неблагоприятных последствий применения субсидий, в частности путем так называемых компенсационных пошлин, которыми могут облагаться субсидируемые товары. В структуре органов ВТО образован и действует особый Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, с полномочиями наблюдения за практикой субсидирования экспорта. Соответственно страны ВТО обязались периодически представлять информацию о применяемых в странах субсидиях.

Соглашение трактует субсидию как финансовое действие правительства любую систему поддержки цен доходов, которые дают дополнительную, некоммерческую выгоду получателю субсидии. Вводится критерий специфического, целевого характера субсидии, понимаемого как доступность (фактически законодательно) субсидишь для определенного круга предприятий отрасли хозяйства.

§ 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:

Экспортные импортозамещающие запрещенные субсидии, т.е. ущемляющие серьезные интересы других стран; причиняющие ущерб их отраслям национального производства; практическшающие эффекта таможенные, тарифные уступки, сделанные ранее данной субсидирующей экспорт страной;

Разрешенные субсидии, по отношению к которым могут быть применены компенсационные пошлины. При этом Соглашение регламентирует процедуру использования таких пошлин по этапам: заявление компетентному органу страны от отрасли национального производства, терпящей ущерб в результате применения субсидий; расследование с целью определения размера материального ущерба, а также причинно-следственной связи между применением субсидий и ущербом; принятие рекомендации в адрес правительства об установлении компенсационной пошлины и, наконец, соответствующее решение правительства (аналогичная процедура действует и в отношении вообще защитных мер - см. выше). Компенсационные пошлины, как видно из этого названия, имеют назначением именно компенсацию причиненного ущерба и не могут превышать размера субсидии, т.е. не могут носить штрафного характера. Срок применения компенсационных пошлин не может превышать 5 лет. Страна, испытывающая неблагоприятный эффект от применения другой страной субсидий, может, кроме компенсационных мер, прибегнуть к процедуре урегулирования споров ВТО (см. § 773-777 );